Кому по вкусу «кровь земли»?
Документальный фильм «Нефть в обмен на ничего». Продолжительность 45 минут.
Популярность остросоциального документального кино во всем мире растет, а лавры Майкла Мура и Моргана Сперлока начали привлекать уже и российских художников. Последнюю работу новосибирского активиста Артема Лоскутова можно, пожалуй, назвать одним из самых смелых выражений сибирского свободомыслия за последние несколько лет. Впрочем, учитывая его предыдущие неоднозначные, а порой даже скандальные фильмы — иного и ожидать было нельзя.
Когда съемки ленты только начинались, режиссера интересовало преимущественно состояние автодорог и качество дорожного покрытия в нашем регионе, а вышло… кино обо всем. И в первую очередь о налоговой политике государства.
Картину уже увидели жители Новосибирска, Москвы, Санкт-Петербурга, Минска и других крупных городов. Теперь она добралась до тех, кого затронутая тема касается непосредственно — до тюменцев. Во вторник премьера состоялась в «Киноклубе» ТГУ.
«Нефть в обмен на ничего» -это первая попытка озвучить на экране проблему отношений между Сибирью и остальной Россией. А если еще точнее — между Сибирью и Москвой. Куда деваются ресурсы, и почему местным жителям достается лишь малая часть отдачи от природных богатств? Артем Лоскутов пытается ответить зрителю на этот вопрос устами других людей. На экране мы видим чиновников, бизнесменов, социальных активистов, просто случайных людей, встреченных съемочной группой на автомобильных трассах. И каждый из них в той степени, в которой умеет, пытается донести одну основную мысль: «Сибиряки, разрушая собственный край, отдают всему миру нефть и газ. Переводят в федеральный бюджет огромное количество налогов, а средств на развитие собственной инфраструктуры, в том числе и дорожной, получают несопоставимо мало».
Эту же сторону отношений между столицей и сырьевой периферией пытаются подчеркнуть и сами авторы фильма. Исследуя официальные документы, они установили, что в ближайшие годы на одну кольцевую дорогу вокруг Москвы будет потрачено почти в шесть раз больше финансов (из бюджетов различных уровней), чем на строительство и реконструкцию всех автотрасс федерального значения в Сибири.
Съемочная группа «Нефти» проехала по дорогам Западной Сибири и увидела, в каком состоянии находятся федеральные трассы. И пока на экране зрителю предстают трещины в асфальте, герои фильма отмечают: «Дальнейшее развитие Сибири невозможно без нормальной инфраструктуры».
Вообще, фильм получился несколько сумбурным, сбивчивым. Чувствуется желание авторов объять необъятное, говорить сразу и о глобальном, и о частностях. Однако иначе, по всей вероятности, быть не могло. Проблем накопилось столько, что у респондентов просто не получается держаться в рамках одной темы и не затрагивать других. Ведь строительство новых дорог упирается в ограниченные средства бюджетов. Нехватка финансирования уходит корнями в налоговую политику федерального центра. Так и растет снежный ком, а растопить эту толщу непонимания из снега и льда можно лишь по-настоящему волевым политическим решением. Отсюда и политический подтекст первоначально сугубо социальной ленты.
Конечно, при оценке картины не обошлось без криков: « Он это нарочно». От известного активиста, участника и организатора социально-политических акций, выпада в сторону власти ждали. Но стоит сказать, что по сравнению с предыдущими работами Артема Лоскутова, которые вызывали смешанные чувства даже у радикально настроенных зрителей, «Нефть» оставляет впечатление, безусловно, более взрослого фильма. Меньше протеста, больше анализа. Попытка не просто показать, как все плохо, но и намекнуть на то, как сделать, чтоб было хорошо. Ну, или хотя бы приемлемо.
Безусловно, картина должна была вызвать интерес не только у общества, но и у власти. Первый показ «Нефти» в Москве был сорван: за два дня до премьеры авторам неожиданно отказали в кинозале, с которым уже была договоренность. А потом, за несколько часов до демонстрации ленты, и в Доме актера, в который пытались спешно перенести показ. По словам самого Лоскутова, это был «намек»: «Не нужно раскачивать лодку в преддверье выборов».