Как вырваться из тупика
Старую поговорку, что человек сам кузнец своего счастья Вера Шарий вполне могла бы перефразировать так: «Не кузнец, а пекарь».
В конце 90-х годов, в смутные годы зарождающихся рыночных отношений, многим в стране жилось несладко. Но на многодетную семью Шарий, казалось, навалилось все и сразу. Безденежье, болезни, утрата близких, потеря работы…
Бывает, человек ломается и от одного удара судьбы, а когда они сыплются на голову один за другим — выстоит не каждый. Но Вера Александровна считала, что опускать руки просто не имеет права — на руках трое детей, младшей -всего восемь. Их еще растить и растить. Она примирилась с тем, что в годы перестройки строители в новой России стали не нужны. И бывший проектировщик (когда-то трест, в котором она работала, возвел здания железнодорожного вокзала, аэропорта, железнодорожной больницы и даже администрации Тюмени) переквалифицировалась вначале в бухгалтера, затем — в кондитера. Может быть, хотела подсластить свою горькую жизнь, а, может, просто верно оценила экономическую реальность. Во времена дефицита и дефолта главной материальной ценностью были продукты, а торговля продтоварами приносила больше прибыли, чем промышленность и строительная индустрия.
Свое дело она рискнула начать без всякой помощи и содействия государства. Кредиты малому бизнесу банки тогда давали неохотно, рассчитывать приходилось только на себя, свои знания и упорство. В самых трудных ситуациях плечо мог подставить и старший брат Игорь (с ним они двойняшки). Кондитерский бизнес он открыл чуть раньше, в Екатеринбурге, за несколько лет изучил эту сферу деятельности и активно помогал, когда деньгами, когда советом. Благодаря ему удалось обойти много острых углов и глубоких ям.
Но Тюмень — не Екатеринбург. В городах-миллионниках логистика и потребности, пристрастия населения несколько другие. По шаблону действовать не получится. Надо было искать свои, местные «белые пятна», не занятые ниши. Тем более, когда кондитерский ассортимент стал стремительно расширяться, острый голод на сладкий товар был удовлетворен, на прилавках красовались у же не две-три разновидности тортов, как в советские времена, а десятки — от разных фирм и производителей.
Производство, которое только-только начало налаживаться, пришлось снова подстраивать под требования жизни. И Вера Шарий стала одной из первых предпринимательниц города, которая взяла на вооружение идею создания магазинов горячей выпечки, расположенных в шаговой доступности от дома. Булочные, которые продают багеты, слойки, крендели, пироги и шаньги прямо с пылу с жару, очень популярны во Франции, Италии, Германии. Хрустящая выпечка, которую можно купить к завтраку, обеду или ужину недалеко от дома, давно стала частью европейской потребительской культуры. Но до далекой Сибири эта горячая традиция дошла только недавно.
Первая «БулоШная», которую открыло семейное предприятие Шарий, располагалась на улице Широтной. В спальном микрорайоне магазин-пекарня «Булка» вмиг стала популярной. Полакомиться горячей слоеной выпечкой сюда часто приходят семьями. Забегают и школьники после уроков. Заглядывают молодые мамы после прогулки с детьми. Нередко устраиваются с чашкой чая и какой-нибудь замысловатой булочкой у окна «швейцарские» старушки (так здесь их называют). Захаживают и иностранцы. Этот маленький кусочек Европы им кажется таким знакомым и. вкусным.
А накануне нового года фирма Шарий открыла еще одну «БулоШную» — на Московском тракте. Но если первую московские дизайнеры оформили в стиле Прованса, то новая торговая точка напоминает, скорее, небольшой бюргерский городок. Даже витрины здесь стилизованы под кирпичную кладку старых немецких домиков. В первую же неделю после открытия книга отзывов и предложений оказалась исписанной от корки до корки отзывами довольных горожан.
Вспоминая, как тяжело все начиналось, Вера Александровна радуется не только тому, что дело, которое она когда-то начала от безысходности, растет и развивается. Что сейчас вместе с ней работают все дети -сыновья Сергей, Александр и дочь Мария. Хотя она никого не неволила, не принуждала. Дала детям право выбора. Александр, например, вначале выбрал совсем другую, техническую стезю, но потом не смог остаться в стороне, тоже увлекся.
Нравится Вере Александровне и то, что ее семейное дело пришлось по душе горожанам. И такой отклик с их стороны дает ей право надеяться на то, что продолжение последует. И она уже знает, чем сможет удивить и порадовать покупателей.
***
фото: Вера Шарий в новой булочной на Московском тракте;Без хорошего духового шкафа не обойтись;Свежий, вкусный и горячий