X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Хочется запомнить и сохранить

Когда в редакции заговорили о новогоднем номере, куда предстояло написать о том, что впечатлило в прошедшем году, у меня не было сомнений — конечно, о поездке в Яд ва-Шем.

Яд ва-Шем в Израиле — особенное место, это иерусалимский музей Холокоста.

В годы Второй мировой войны было уничтожено, по разным подсчетам, шесть миллионов евреев! Шесть миллионов. В моей голове просто не укладывается размер этой катастрофы.

Название комплекса — «рука и имя». Уничтожение евреев в годы Второй мировой войны во многих языках получило название «Холокост». В иврите, однако, существует другой термин — Шоа (бедствие, катастрофа). Мемориал был основан в 1953 году, с целью увековечить память о жертвах нацизма, погибших в 1933-1945 годах.

Зал Памяти — напоминающее шатер здание. На полу высечены названия двадцати двух транзитных и концентрационных лагерей, мест массовых убийств, выбранных из сотен им подобных, разбросанных по всей Европе. В центре зала горит вечный огонь, вблизи него — памятная плита, под которой покоится пепел сожженных, доставленный из лагерей смерти.

Поражает Художественный музей: в его коллекции — самое большое в мире собрание произведений искусства, которые были созданы в лагерях и гетто, местах, казалось бы, абсолютно не пригодных к творчеству. Картины — разные по настроению, цветовой палитре и технике, безусловно, являются бесценными экспонатами музея и отражением той эпохи.

Залы разрезаны по центру коридором, с каждым новым помещением кажется, что воздух становится тяжелей и нарастает напряжение. В музей приезжают люди из разных стран, и когда они заходят, то различие между группами бросается в глаза — цвет волос и глаз, язык. Но в музее у всех появляется во взгляде что- то общее. Люди переглядываются, смотрят на реакцию других, понимающе или, ужасаясь, кивают, разделяя чувства потрясенных туристов из другой группы.

Экспонаты — это документы, личные вещи, горы одежды и обуви узников, вывески с названиями лагерей. Все расположено в определенном порядке. С переходом в каждый новый зал на душе становится тягостнее…

О последних двух залах экспозиции хочется сказать отдельно, это зал Имен и «зал Слез» (такое название дали ему мы — Е.Х.).

В зале Имен на полках выстроились ровные ряды толстых книг с именами и биографическими данными миллионов уничтоженных евреев. А под огромным куполом висят портреты погибших. Когда потом попадаешь в «зал Слез», где звучит приглушенная музыка и очень мало света, то слезы начинают литься просто сами по себе. Это очень сильно и не может оставить равнодушным никого.

Когда выходишь из здания на просторную террасу, становится как будто легче дышать, ты видишь солнечный свет и можешь набрать в легкие воздух. На территории комплекса растут деревья в память о людях, спасавших в годы войны евреев. На деревьях — таблички с именами этих скромных героев.

Я была в Яд ва-Шеме впервые. Теперь я хочу бывать там каждый раз, приезжая в Израиль. Не только чтобы составить более полное представление о мемориале. Просто чтобы помнить.

***
фото: зал Имен;; у фотографии «Гитлер в Париже».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта