X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Событие с большой буквы/

Выбирать главное в культурной жизни города мне даже не пришлось. Достаточно было открыть рабочую папку и определить по количеству файлов событие, о котором я написала больше всего.

А можно было даже не вести подсчетов, а посмотреть на свое рабочее место: шариковая ручка с логотипом межрегиональной художественной выставки «Урал XI», блокнот, большой синий пакет и толстый альбом с репродукциями всех работ, попавших на выставку, — все это на виду. Да память хранит массу впечатлений. Причем противоречивых.

«Урал XI» — это самое настоящее явление в моей жизни. Когда 34 года назад выставка (тогда она называлась «Урал социалистический») проходила в Тюмени, меня вообще не было. Увидеть в одном месте более полутора тысяч произведений искусства мне раньше доводилось в больших музеях Санкт-Петербурга и Москвы. А если говорить лишь о художниках нашего региона — нигде.

Жаль, что журналистов не пускали в музей изобразительных искусств, когда там работал выставочный комитет, который отбирал экспонаты: одним давал добро, другие отбраковывал. Руководил работой народный художник РФ, заслуженный деятель искусств РФ, член-корреспондент Российской академии художеств Николай Иванович Боровский. Как же мне хочется спросить, почему одни полотна, скульптуры и графические работы пришлись на выставке кстати, а другие — не ко двору. Так сказать, на примере. Взять одну работу, взять другую и поговорить о них. Жаль, не случилось.

Или, вообще-то, мне хотелось наблюдать становление выставки еще раньше, на уровне Тюменского отделения Союза художников России. Ведь именно тогда отсеялось большинство живописных полотен молодых членов Союза. Помню, как художницы (а молодое поколение в Союзе представлено именно девушками) говорили: «Да мы, в общем, и не надеялись, что пройдем. На такие выставки берут только картины мэтров».

Мэтры у нас хороши, мы в этом в очередной раз убедились. Я мэтров, отдавших живописи и скульптуре всю жизнь, уважаю и люблю еще потому, что они замечательные душевные люди и говорить с ними — удовольствие, каких мало. Но за молодежь все равно обидно. Интересно, может, если бы в музее изобразительных искусств было больше выставочных площадей, то можно было бы организовать экспозицию молодых авторов — так сказать, в рамках основной выставки? Вне конкурса. Чтобы просто с ними познакомиться.

В любом случае, «Урал XI» и так потребовал большой подготовки. Музей закрыли для посетителей.

Провели косметический ремонт, изменили часть холла, разобрали постоянные экспозиции, на которые мы смотрели годами. Все было отдано «Уралу».

Мою жажду общения со столичными профессионалами, знающими мировые тенденции живописи, графики и скульптуры, немного утолил председатель Союза художников России Андрей Ковальчук, который приехал на открытие. Он рассказал много неожиданного: о том, почему китайцы приглашают наших художников преподавать в вузах; почему в живописи последних лет нет тематических скачков; в чем сильны русские живописцы, а в чем — слабы и так далее.

А еще после встречи с Ковальчуком стало понятно, какой дополнительный смысл вкладывают профессионалы в организацию подобных межрегиональных проектов. Во-первых, показать широкому кругу зрителей работу художников, во-вторых, отобрать полотна для отчетных столичных экспозиций, в-третьих, воспитать в зрителях потенциальных коллекционеров живописи и скульптуры.

Вот это «в-третьих» оказалось для меня неожиданностью. Я-то думала, что тюменские живописцы успели смириться с тем, что местный народ большей частью инертен: на выставки ходят одни и те же немногочисленные ценители, которые, как правило, не могут позволить себе приобрести картину. Есть у живописцев поклонники — несколько человек, которые покупают их работы. Но чтобы продавать их массово? О таком у нас в Тюмени речи не идет.

Ковальчук, впрочем, говорил, что не обязательно покупать сразу дорогие полотна, есть и такие, что стоят 10-15 тысяч рублей. И это будет хорошее начало коллекции. Однако будем смотреть правде в глаза — многим и на такую картину придется копить.

Поэтому не приобретаем, а смотрим. Это тоже хорошо, приятно и познавательно. «Урал XI» побил все рекорды последних лет по числу посетителей и сравнился разве что с Музейной ночью, которая, как известно, давно существует у нас в качестве весенних народных гуляний. На выставку «Урал» люди шли каждый день, вели с собой детей — даже малышей, еще не умеющих ни ходить, ни говорить. Молодые люди устраивали среди картин романтические свидания — отличный способ произвести друг на друга впечатление.

Словом, как ни крути, а «Урал» — главное культурное событие года. Книга отзывов полна записей с благодарностями, люди все еще нет-нет, да вспоминают особо понравившиеся экспонаты: «Такая современная работа, я думал, это кто-то из молодежи сделал, а автору уже за 80 лет.»

И пусть некоторые мои вопросы пока так и остались без ответов. В конце концов, для журналиста главное — не ручки с логотипами и альбомы, а именно это — тема, которую можно развивать и развивать.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта