X

  • 02 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 121
  • 5620

Откровения за ширмой

Накануне Нового года мне посчастливилось узнать о судьбе актера, которого тюменцы помнят как самого лучшего в городе Деда Мороза.

Заслуженный артист России Александр Глебов вообще-то был машинистом-компрессорщиком металлургического комбината. И выступал в самодеятельном театре, пока в 1954 году его не пригласили в тюменский театр кукол.

В то время самодеятельные театральные студии с радостью принимали представителей любых специальностей, а профессиональные театры искали талантливых самородков на любительских спектаклях и литературных вечерах.

Зинаида Береговая, актриса тюменского театра кукол, считает, что люди тянулись к театру по вполне понятным причинам:

— Мне кажется, многие тогда находили смысл жизни в сценическом творчестве, ведь нужно было наполнить жизнь чем-то светлым. А театр был на пике популярности, его пропагандировали на каждом шагу! Люди заполняли пустоту, соприкасаясь с искусством.

Но Глебов проникся актерской профессией не только по этой причине, он был талантлив от природы. Голосовые данные и фактура подходили для работы в живом плане, а особая артистическая натура чувствовалась окружающими даже в повседневном общении.

С 1956 до 1961 года он работал в тюменском драматическом театре. А когда на гастролях по северным городам задерживали транспорт из-за сильных морозов, труппа играла для детей спектакли на самодельных ширмах. Склонность к игре за ширмой перевесила, и Глебов вернулся к куклам.

Почему его считают лучшим Дедом Морозом? Каждый год на конкурсах он выигрывал у коллег. Актеры театра кукол переживали, что режиссер из филармонии Филиппов (он был крупнее и выше) победит Глебова, но всякий раз выходило иначе.

— Сложно передать, как замечательно проходили эти представления. Глебов со своей взрывной актерской природой все делал совершенно спокойно и естественно, — вспоминает Зинаида Николаевна. — Он выходил на сцену, и тут же начинало работать воображение, раскрывалась его эмоциональная природа. Эта живая картинка до сих пор осталась в памяти: на сцене видны его настоящие переживания.

По рассказам актрисы, Глебов был далек от организационной деятельности, от интриг, и вообще — жил наедине со своими проблемами. А их было немало: с женщинами, с домашним хозяйством. Но страсть к сцене решала все разом — Александр Васильевич был ведущим актером. Работал со всеми режиссерами, которые ставили спектакли в театре кукол: с Набоковым, Хусидом, Тучковым, Кузиным, Грязновым.

Дед Мороз в его исполнении — не самая знаковая роль, но она говорит о свойстве его таланта. Зинаида Николаевна убеждена: актер был совершенно не способен к жесткости, только иногда был строг в вопросах дисциплины. Мог не ответить партнеру, если тот не подготовился к работе, не терпел опозданий. А в житейских вопросах проявлял доброту и мягкость. Может, поэтому его Дед Мороз получался таким настоящим? Дети верили ему, тянулись к обаянию.

— Когда я приехала работать в тюменский театр кукол, Глебов взялся помогать мне: отвечал на вопросы, защищал от многих проблем, и просто по-человечески поддерживал. Я поняла, что Александр Васильевич очень глубокий человек: он не тратил времени попусту, жил осмысленно.

У любого актера наступают минуты опустошенности — когда неоткуда черпать вдохновение, охватывает растерянность и беспокойство. Но у Глебова находились силы, чтобы существовать на сцене свободно и вдохновенно.

На протяжении всей жизни он пытался найти наилучшее применение своему актерскому дару — так он, возможно, заполнял пустоту жизни вне сцены. После ухода из театра ему снились тревожные сны: то забыл текст, то опоздал на спектакль. Актриса говорит, что он постоянно вспоминал лучшие моменты своей сценической карьеры.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта