X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Поаккуратнее с пожеланиями

Что для обычного человека — праздник, то для спасателя — работа. Сотрудники Тюменской службы экстренного реагирования уже привыкли расхлебывать последствия наших широких гуляний. Но перед каждьм праздником все- таки надеются, что уж этот-то пройдет тихо и мирно.

— Только надеемся мы на это про себя. Вслух — ни-ни, не произносим. Потому что стоит только пожелать спасателю спокойного дежурства, обязательно что-нибудь произойдет! — говорит нам оперативный дежурный ТОСЭР Татьяна Плоскова.

Из окошечка ее диспетчерской видно наряженную елку и надувного Деда Мороза, которые стоят в холле спасательной службы. На эти атрибуты праздника Татьяне Александровне придется любоваться и в новогоднюю ночь — ее дежурство выпало на 31 декабря-1 января.

— И не первый раз такое, — говорит она. — Я, собственно, ничего против не имею. Семья уже смирилась с тем, что праздник я с ними отметить не смогу, так что сожалений по поводу пропущенного торжества у меня нет. В конце концов, буду я здесь не одна, а с ребятами. Вот, пока есть время, ищу в журнале рецепт какого-нибудь оригинального блюда, которое принесу на «праздничное» дежурство.

А «ребята» — спасатели ТОСЭР, которым тоже выпало нести вахту в ночь на первое, с меню уже определились. И сделали заказ своим мамам и женам.

— Я, например, сам буду готовить, — говорит Евгений Юнык, победоносно глядя на своих товарищей. — Картошку по-французски и греческий салат!

Будет также плов, щука фаршированная… Пока по офису из динамиков не разнесется голос Татьяны Плосковой, что срочно надо ехать туда-то и туда-то, спасатели могут помечтать о спокойном дежурстве, на котором если уж бокал шампанского поднять нельзя, то хотя бы оливье можно наесться в свое удовольствие. Как дома.

— А к праздничному столу вас приглашают в Новый год, когда выезжаете по вызову? — спрашиваю я.

— Ой, приглашают, и пирожки с бутербродами с собой заворачивают, — говорит Андрей Коркин. — Но нам, во-первых, не до этого. Во-вторых, не по уставу. Приходится еще время тратить, чтобы объяснить это людям и не обидеть их. Все же навеселе, соображают с трудом.

Первой весточкой того, что Новый год на подходе, становятся дорожные аварии. Те, что случаются днем 31-го, обычно без пострадавших. Это машины в предпраздничной суматохе и дорожной толкотне мнут бока друг другу. Тосэровцы на такие ДТП не выезжают.

А вот ближе к концу дня на дороги выбираются водители, которые праздновать начали заранее. И с этими — беда.

— Самое главное, из года в год повторяется одно и то же: горожане возвращаются пьяными из гостей, торопятся попасть домой, выезжают нетрезвыми в город за подарками, за продуктами, — рассказывает Михаил Бахарев. — Такое ощущение, что жизнь ничему людей не учит.

Приходится доставать их из покореженных машин. В лучшем случае — вместо новогоднего стола у пострадавших в ДТП будет больничная палата, в худшем. И говорить-то не хочется. Хотя у спасателей нет запретных тем. За годы службы они привыкли ко многому. Чтобы хорошо сделать свою работу, спасатель должен оставаться спокоен в любой ситуации.

— На днях вытаскивали водителя из машины, которая чуть было не слетела с пермяковского моста на железнодорожные пути, — рассказывает Михаил. — У пострадавшего открытый перелом был, кость прямо наружу торчала, а ведь его надо было аккуратно из салона достать, чтобы не сделать еще больнее. Действовать приходится быстро и без эмоций. Это мы потом, уже на базе, можем поделиться друг с другом впечатлениями, что да, мол, страшно было. Хотя — чего уж там. У тех сотрудников, которые по нескольку лет работают, на страшные «картинки» уже иммунитет.

Зато у зевак такие картинки вызывают неподдельный интерес. Спасатели говорят, что большая авария обычно собирает еще несколько: люди едут мимо, глазеют, и сами становятся участниками ДТП.

— Как раз на пермяковском путепроводе так и было: мужик засмотрелся на нас и сам в бордюр влетел, — продолжает Михаил. — Правда, останавливаться не стал, дальше уехал. Кажется, он еще в колпаке Деда Мороза был.

— Кстати, а Деда Мороза вам еще ни разу не приходилось спасать из каких-нибудь передряг? — спрашиваю я.

— У нас в практике не было, — переглядываются спасатели. — Летучих мышей спасали, лосей, косуль, собак, сов. Дедов Морозов — нет!

— Что чаще всего случается с тюменцами в новогоднюю ночь? — продолжаю я блиц-опрос.

— Захлопнувшиеся двери — это просто напасть новогодней ночи какая-то или даже праздничная традиция, — говорит Павел Мотовинских. — Все, сломя голову, бегут в полночь во двор — запускать салюты или смотреть, как их запускают другие. И забывают дома ключи. А то и детей забывают.

Если все новогоднее дежурство ездить по «открывашкам», то не хватит ни сил, ни времени, поэтому тосэровцы «фильтруют» такие вызовы. Помогают в первую очередь, если на улице или в закрытой квартире остаются дети, пенсионеры, беременные женщины, больные люди.

— Фейерверки еще с балконов запускают, — припоминает Павел новогодние ЧП. — Искры залетают в квартиру. Но это уже больше по части пожарных.

Хотя, кроме тревожных, бывают в Новый год и приятные звонки в спасательную службу. Звонят поздравить благодарные спасенные. Может, еще и подарки дарят?

— Нет, — говорит Михаил и улыбается:

— Хотя один вчера оставил у нас наручники, которые мы с него снимали. Можно их подарком считать?

— Вряд ли. Лучше бы кто-нибудь подкову оставил, — отвечаю я. — Интересно, что грядущий год Лошади готовит спасателям?

— Что-что. Скакать, как кони, будем с вызова на вызов, — почти в унисон отвечают спасатели.

— Кто-то из коллег пытался избежать этого праздничного дежурства?

— Наоборот, начинающий спасатель из другой смены попросился с нами дежурить. Наверное, как и вы, хочет узнать, что происходит с людьми в «волшебную» новогоднюю ночь.

А я предлагаю спасателям нагнать в эту ночь к ним на базу журналистов. Хотите, верьте, хотите, нет, когда с тосэровцами (с пожарными, полицейским, врачами.) дежурят корреспонденты, поджидая «сюжет», ровным счетом ничего не происходит. Эта наша встреча — очередное подтверждение тому. Телефон в диспетчерской Татьяны Плосковой молчит. Она уж и рецепты, какие надо, нашла.

— Пусть и 31-го будет так же! — говорю я и осекаюсь. — Или нельзя так говорить? А счастливого Нового года-то вам можно пожелать?

— Давайте лучше без пожеланий, — улыбается Татьяна Александровна.

***
фото: Татьяна Плоскова;Павел Мотовинских;Евгений Юнык, Руслан Турымбетов, Илья Чебоксаров и Андрей Коркин.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта