Браконьеры приспосабливаются, охотоведы не дремлют
Для обычного человека белый заснеженный лес — безмолвен. А охотоведы, которые собрались в среду в своем областном управлении, научились за годы работы читать его, словно книгу.
То, что для меня, например, ничем не примечательные углубления в снегу, для них — следы двух косуль. Вот животные шли рядом, а здесь расходятся. А мелкая цепочка следов друг за другом — это лисица пробежала.
В области начинается зимний маршрутный учет животных, по итогам которого определят численность и плотность охотничьих животных на больших территориях.
О новых методах учета, о том, как не допустить распространения инфекционных болезней среди животных и как защитить лес от браконьеров, говорили на вчерашнем заседании.
Александр Касаткин, начальник отдела охраны окружающей среды областного госохотуправления, рассказал о некоторых результатах работы службы охраны животного мира за год.
Зарегистрировали 1418 правонарушений в сфере природоохранного законодательства. Составили 1342 административных материала и завели 75 уголовных дел. Был наложен 1 млн 63 тысячи рублей штрафов.
— Что касается уголовных дел, суды сейчас в основном привлекают браконьеров к общественным работам. Чтобы они занимались чем-то полезным и не было у них времени по лесам шастать, -рассказал Александр Касаткин. -Но есть и штрафы. Так, в этом году наложи ли 640 тысяч рублей и предъявили исков на три с лишним миллиона рублей. Два из них нарушители выплатили в добровольном порядке, остальные приходится взыскивать по суду. Изъято из пользования 115 единиц незаконного огнестрельного оружия.
Отдельно Александр Касаткин остановился на том, что внесены изменения в федеральный закон об охоте. Егери охотхозяйств наделены полномочиями проверять у охотников в своих угодьях добычу и оружие, вести фото- и видеосъемку и останавливать автомобиль, если он вызывает какие-то подозрения.
— Учите своих егерей, чтобы они знали закон и умели грамотно собирать доказательную базу. Чтобы браконьер не мог уйти от ответственности! — обратился он к охотоведам и инспекторам службы охраны животного мира. — Мы в охотуправлении всегда готовы отвечать на ваши вопросы, проводить учебу. Гоняться за браконьерами на «уазике» — это уже неэффективно. Они приспосабливаются, покупают дорогую и быструю технику. Мы должны использовать новые полномочия, которыми нас наделяет законодательство, и новые методы — видеофиксацию, видеорегистраторы.
— А снегоходы будут проверять в этом году? Как законодательно ограничить движение снегоходов по охотугодьям? — прозвучал вопрос из зала, в котором, кстати, яблоку негде было упасть. — Браконьер на снегоходе преследует, давит, режет животных. И видеорегистраторы тут не помогут! Допустим, сбил он косулю, схватил ее, а потом увидел, что за ним следят, и отпустил ее. Животное еще живое, но оно несколько метров пробежит — и все.
— Действительно, поймать, что называется, за руку и доказать факт браконьерства сложно, — согласился Касаткин. — Но если мы ничего не станем предпринимать, браконьеры так и будут хозяйничать в лесах, пользоваться вышками в ваших хозяйствах, отстреливать животных.
С этим охотоведы согласились. Предложили только, чтобы на учебу сотрудники госохотуправления приглашали не к себе в кабинеты по одному-два человека, а собирали «круглые столы» в районах и сами ехали туда. Так получится больше народу охватить.