X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Он там был, он знает лучше

«Хоббит: Пустошь Смауга». Режиссер Питер Джексон. В главных ролях: Мартин Фриман, Иэн МакКаллен, Ричард Армитедж и другие. США, Новая Зеландия, 2013.

По одним сведениям, вторая серия фильма «Хоббит» грозит побить рекорды первой по части кассовых сборов. По другим — интерес к экранизации книг профессора Толкиена понемногу падает и в любом случае не переплюнет успеха, который был у трилогии «Властелин колец» — по книге того же Толкиена, снятой тем же режиссером Питером Джексоном.

Джексон, конечно, труфанат — так говорят пользователи сети Интернет, то есть истинный поклонник творчества английского писателя Джона Рональда Руэла Толкиена. На протяжении 12 лет он работает с одним и тем же материалом. И, наверное, к нему тоже применима старая шутка про толкиенистов: «Я люблю книги Толкиена; я даю всем друзьям книги Толкиена; я живу в мире Толкиена все события я видел своими глазами, но профессор описал их не точно, я знаю, как все было на самом деле!»

Джексон, похоже, и правда знает, как все было. По крайней мере, еще в момент выхода первой серии «Хоббита» было ясно, что у режиссера свое собственное Средиземье. Шутка ли: растянуть тоненькую книжку «Хоббит, или Туда и обратно» почти на девять часов хронометража?

Вольности с первоисточником режиссер себе позволяет. Хорошо это или плохо — каждый зритель решит сам. Точно можно сказать, что детская книга «Хоббит, или Туда и обратно» — не может похвастать таким же размахом, как закончившаяся 10 лет назад история про Фродо. Здесь нет сцен, подобных битве за Хельмову Падь из «Двух крепостей». Но по насыщенности «Пустошь Смауга» уходит далеко вперед.

На каркас из книжной истории ловко нанизываются дополнительные подробности, параллельные сюжетные линии, дебюты новых и возвращение старых персонажей. Зритель, знающий книжный сюжет, обязательно подметит наличие канонических моментов, вроде схватки с пауками в Лихолесье или заплыва на бочках. Но, с другой стороны, наморщит лоб. Как и зачем режиссеру удалось впихнуть в сюжет любовную историю? Почему к горе пришли не все гномы? С какого перепугу Гэндальф отправился в Дол-Гулдур?

Впрочем, многие вопросы попросту забудутся, когда перед зрителем предстанет дракон. Вот тут все критики сошлись в одном: Смауг — это не спецэффект, это волшебство, апогей всего повествования. В драконе прослеживаются черты британского актера Бенедикта Камбэрбетча, что подарил ему свой голос и мимику. Очень странный шаг — заставлять актера играть дракона, но метод определенно сработал. Мрачного обаяния у огнедышащей гигантской ящерицы хоть отбавляй.

… Превратить детскую книжку в экшн — это, наверное, бизнес. Но удержать столь нагруженную подробностями киношную махину от того, чтобы она не рухнула под собственным весом, — искусство. Питер Джексон свою махину с большим числом героев держит крепко. Не развалится.

Впереди у нас еще почти три часа третьей части фильма — ждем через год. Интересно вот, режиссер потом замахнется на экранизацию Толкиеновского «Сильмариллиона»? В Интернете ходят слухи, что мы будем смотреть его Средиземье до 2018 года.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта