Ах, как хочется на волю!
В архивах областного музея изобразительного искусства много экспонатов, рассказывающих о роли лошади в жизни человека.
Заведующая научно-фондовым отделом коллекций Татьяна Сергейчук считает: несмотря на то, что в современное время лошадь не востребована в хозяйстве и повседневной жизни людей, выставка «Верный конь — друг, помощник, оберег» все равно актуальна для тюменского зрителя. Потому что коня и человека связывают особые дружеские отношения.
Открывают экспозицию работы народного промысла. Например, тюменский махровый ковер. Татьяна Александровна рассказывает, что мастерицы из села Кулаково славились своими работами по всей России. Например, они так восхитили художника Василия Сурикова во время путешествия в Сибирь, что он изобразил их на одном из своих полотен… На выставке в музее — два ковра наших ткачих с конями.
В этой же части выставки представлены ткацкие станы с изображением коней. Это нехитрое оборудование — символ всего мироздания. А коней вырезали из дерева в верхней части стана — в верованиях славян эти животные несли на себе солнце и представляли начало всего мира.
В дымковской игрушке изображен интересный персонаж — Полкан. Мифологическое существо с человеческим торсом, и лошадиным телом. В дымковскую игрушку оно пришло из русских былин. На многих игрушках Полкан держит в руках петуха, который будит солнце по утрам.
На выставке есть экспонаты, которые рассказывают о разных профессиях, связанных с лошадью, — кузнец, пахарь, пастух, конюх, наездник. Всадники на лошадях встречаются в кабинетных скульптурах Евгения Лансере. Они отличаются проработанностью деталей, будь то лошадиная грива или мех на шапке у наездника.
Образ тройки тоже, безусловно, нашел отражение в работах разных мастеров. Например, народные умельцы изображали ее с одним телом и тремя головами. Татьяна Александровна объясняет эту придумку: три лошади в упряжке объединены одной тягой.
Тюменские художники тоже обращаются к теме лошади. Например, Ольга Трофимова запечатлела в картинах свои детские воспоминания о цыганских гуляниях. Главными участниками этого действа стали лошади, которые везли телегу с цыганским ансамблем. Они такие же резвые и веселые, как и их хозяева.
А Михаил Захаров иначе представляет себе это животное, например, в картине «Соло для одинокой лошади». В окно избы видно, как белая лошадь одиноко пасется во дворе. Ее очертания едва различимы, она как воплощение странника, вынужденного вечно скитаться по миру.
— Лошадь — это главный помощник русского человека, — рассказывает Татьяна Сергейчук. — Они делили с нами тяжелую работу, горести, печали и одиночество. Вспомните хотя бы рассказ Толстого «Холстомер» о судьбе лошади. Или рассказ Чехова «Тоска». Извозчику Ионе некому было излить душу, и он рассказал о своем горе единственному другу — лошади.
Татьяна Александровна добавляет, что от выставки остается впечатление, что человек и его верный друг устали от тяжелой работы: хочется отпустить на волю хотя бы коня. И Сергейчук показывает еще одну картину — художника Александра Мурычева «Осенью в степи». В этом сюжете лошади свободно пасутся на природе.
***
фото: На снимке: Татьяна Сергейчук рассказывает о выставке — предметы для дома с излюбленным мотивом.