Пора менять отношение к профессионалу
За последние десять лет страну покинули 1,5 млн высококвалифицированных специалистов. Это экономисты, генераторы новых идей в промышленности и других сферах… Наступивший XXI век -век борьбы за профессионалов.
Так считает Александр Турчинов, доктор социологических наук, директор Института государственной службы и управления персоналом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. Он же -основной докладчик 15-х «Губернаторских чтений», которые прошли 17 декабря в областной научной библиотеке. Личность ли докладчика или тема разговора -«Кадровая политика — и кадровая безопасность в России» — вызвали такой интерес, но зал был полон.
По мнению Александра Турчинова, кадровый потенциал определяет конкурентоспособность той или иной страны. И не вызывает сомнения факт, что нам пора менять национальную парадигму отношения к человеку как к профессионалу.
По замечанию профессора, кадровая политика очень капиталоемкий процесс. Если на рубеже XIX-XX веков человек считался грамотным, имея четыре класса образования, то на сегодняшний день, чтобы он стал образованным и мог работать с усложняющейся техносферой, надо вложить сотни тысяч долларов.
В таких условиях невнимание государства к своему кадровому потенциалу обходится очень дорого.
— И мы ничего не получаем от того, что стали донором для других стран, — отметил Турчинов. -Мы еще можем конкурировать по уровню, количеству и качеству местных кадров, но потенциал быстро тает. В мире идет тотальная охота за мозгами, идет передел рынка профессионалов. Как пылесосом, из многих стран вытягиваются лучшие специалисты -они уезжают туда, где созданы благоприятные условия для раскрытия их потенциала. Причем, век профессионала, он ведь не долог — 30-40 лет. За это время человек должен успеть реализовать свои способности.
Это заставляет задуматься над тем, какие функции должно взять на себя государство, чтобы профессионал реализовался на благо себе, обществу и своей стране?
По мнению Турчинова, оно призвано разрабатывать принципы востребованности кадрового потенциала. Например, экономические методы, стимулирующие работодателя использовать тот потенциал, который есть.
— Это международная практика, когда государство дает возможность частным компаниям выполнять государственные заказы, но при этом ставит условие. Например, они обязуются принять на работу людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, женщин, которые воспитывают детей и т.д. К сожалению, мы пока таких механизмов не имеем, — рассказал профессор. — Кроме того, важнейшая роль, которую берет на себя государство — разработка механизмов защиты общества от непрофессионализма. Когда участились случаи педофилии, мы вспомнили, что надо регулировать требования к людям, которые работают с детьми. А до этого неизвестен был опыт международный? За рубежом государство жестко защищает от непрофессионализма такие сферы, как транспорт, медицина, воспитание и обучение. Например, вы можете получить великолепное образование в токийском или киотском университете, но никогда не будете приняты на работу, пока не сдадите квалификационный экзамен профессиональному сообществу. У нас такой жесткой позиции нет.
По мнению Турчинова, эти и другие функции должны быть элементом государственной кадровой политики. Она задает ориентиры, определяет уровень потребности в кадрах, их разнообразие.
Второй уровень — региональная кадровая политика. Каждый регион должен знать, каким человеческим ресурсом обладает, что эти люди умеют делать, как включить их в программы социально-экономического развития. Четко выстроенная система приведет к грамотному и рациональному управлению кадровым потенциалом.
Стратегия может быть выражена в таком документе, как «Концепция развития государственной кадровой политики в России». Документ был разработан еще в 90-е годы, представлен и обсужден на различных конференциях и форумах, получил положительные заключения. Но, к большому сожалению, до сих пор не утвержден.