Жизнь на воде и на суше
Дом Дементьевых. Дата постройки — последняя четверть XIX века.
— А где вы субботним вечером были?
— На чердаке чай пили!
Точнее, не совсем так: на «Чердаке», то есть, в кафе «Чердак», что работает сегодня в одноэтажном здании на улице Хохрякова. Впрочем, речь не о сортах чая и пирожных, а о Михаиле Ефимовиче Дементьеве — первом хозяине дома, нынче внесенного в реестр памятников историко-культурного значения Тюменской области.
Биографию Михаила Дементьева, управляющего «Западно-Сибирским товариществом пароходства и торговли», совладельца чугунолитейного завода Машарова, расскажет любой тюменский музеевед.
История мальчика из семьи ткачей, который работал и подмастерьем на фабрике, и сторожем, и даже пастухом, а потом вырос и «поставил на ноги» (или пустил на воду?) судостроительное дело в Тюмени, располагает к тому, чтобы ее рассказывали снова и снова.
Михаил Ефимович Дементьев родился в селе Арамиль тогдашней Пермской губернии (ныне — город Арамиль рядом с Екатеринбургом) в семье фабричного ткача. Родители его были переселенцами. Отец из Центральной России, мать — по национальности финка — из-под Петербурга. В ранние годы Михаила семья переехала в Тюмень.
Сохранились автобиографические записки Михаила Ефимовича: «… Я учился в уездном училище в Екатеринбурге, в то же время работал на комнатных работах… В 1875 году по зову матери я… явился в Тюмень, и началась моя самостоятельная работа. Мне хотелось на пароход, спал и видел, как бы попасть к реке. Поступил счетоводом в контору пароходства Курбатова и Игнатова, а с 1878 года матросом на корабль — парусная шхуна «Сибирь». Весь экипаж — латыши и пруссаки, русский я был один.
Вся экспедиция была под управлением директора штурманского училища Даля. Грузились мы в Самарово салом и 22 августа 1878 года вышли под буксиром парохода «Союз». С нами же шел пароход «Луиза», пришедший из Англии в предыдущем году. После «Союза» он буксировал «Сибирь»…
Шли день и ночь при боковом ветре. Подошли к Белому острову. Стали пробиваться к проливу Маточкин Шар, но встречали все более густые льды. Держали курс на Карские ворота, которые проплыли в ночь на 30 сентября и вышли в Северный Ледовитый океан, где нас более недели чертовски трепало, выломало фальшборты. А там наступил штиль. Болтались, вышла пресная вода. Стало тепло, пошел дождь. Мы набрали воды в парус, слили в баки. При благоприятном ветре благополучно пришли к Темзе. 24 октября вошли в Лондон…»
В 1879-1882 Михаил Дементьев работал на судостроительной верфи в Тюмени, затем служил помощником капитана на пароходе «Полезный». В 1885 он становится заведующим тюменской пристанью, а в дальнейшем — управляющим торговым домом «Корнилов и наследники». В 1912-1914 годах Дементьев возглавляет одно из крупнейших акционерных обществ тюменского края и Сибири «Западно-Сибирское товарищество пароходства и торговли».
Дементьев, что называется, попал в струю. В Тюмени в конце XIX- начале XX веков наблюдался заметный промышленный подъем. Вырастали заводы, налаживались торговые пути, по которым широким потоком хлынули в сибирский город иноземные товары. Спускались на воду новые суда. В это же время в нашем городе появляется большое число торговых домов. Только их названия займут не одну страницу текста. Самыми крупными по размеру капитала считались «Западно-Сибирское товарищество пароходства и торговли», заявленное в 1898 году с капиталом в 3 миллиона рублей; «Торговый дом Колокольникова И.П. Наследники», учрежденный 16 июня 1895 года с капиталом в 500 тысяч рублей; «Товарищество М.Е. Дементьева, И.А. и Н.П. Туполевы и И.С. Ломаев», заявленное 17 сентября 1916 года с основным капиталом в 125 тысяч рублей.
Если верить историкам, Тюмень оказалась прогрессивнее многих других городов страны. Тюменские купчихи зачастую возглавляли свои пусть и не крупные, но все же предприятия, в то время как основная часть россиянок сидела дома и воспитывала детей…
Между тем, под руководством Дементьева построены пароходы «Иван Корнилов», «Алексей», баржи «Шилка», «Правда» и другие. В последующие годы его выдвигают в руководство банковскими делами в Тюмени, а затем, в 19231926-м, Дементьев служит в пароходствах Тобольска и Омска. В 1926-м возвращается в Тюмень, где служит в обществе взаимного кредита.
Конечно, после революции Дементьев стал считаться буржуем и эксплуататором трудящихся масс. Он бедно жил, ютился по чужим углам, оставив два своих дома. Скончался Михаил Дементьев в Тюмени 8 января 1929 года. На углу улиц Дзержинского и Советской сохранился дом с мезонином и небольшими колоннами, принадлежавший в начале ХХ века Дементьеву. Второй его дом — сегодняшнее кафе.
При подготовке очерка использованы материалы: «Семь фунтов брамсельного ветра» В.П. Крапивина, «Участие женщин в торговых домах Западной Сибири в конце XIX- начале XXвеков» НЛ. Сорокиной, «Патриарх тюменского пароходства» А. Моношкина.
***
фото: В интерьере кафе — фотографии старой Тюмени;Дом Дементьевых.