Скрипач танцует на сцене
Учитель музыки скажет вам, что скрипка, пожалуй, самый сложный в учении инструмент, требующий железной дисциплины.
Ирландцы же, напротив, считают, что «скрипку должно быть слышно в каждом доме». А лютеранская церковь в XVII веке вовсе именовала ее не иначе, как «инструмент дьявола», и требовала полного запрета.
Мастерство классической консерваторской игры, зажигательные танцевальные ритмы и берущая за душу мелодика — все это разом воплотилось в музыке скрипача-импровизатора Степана Мезенцева. Поэтому вечером в среду на его концерт в филармонии пришли не только ценители рафинированной классики, но и тюменцы с самыми разными музыкальными вкусами — от любителей рока и джаза до юных учениц музыкальных школ, за которыми мамы и папы тащили скрипичные футляры.
Далеко не каждый из выступавших в филармонии музыкантов (эстрадных исполнителей в расчет не берем) мог бы похвастать тем, что собрал больше половины зала. На Мезенцеве зал был почти полон. И это говорит о многом.
В первую очередь о том, что цель, которую Степан, по его собственным словам, перед собой ставит, все ближе — скрипка медленно, но верно становится популярной даже среди тех, кого сложно назвать ценителями классической музыки.
Его программа — это невероятное смешение стилей и направлений, а также изрядная доля скрипичных импровизаций. Отрывки из произведений Визе, Сарасате и Сен-Санса могут перемежаться с вариациями на тему произведений Федора Шаляпина, «Хава нагилы» или хитов рок-группы «Evanescence». Вот это Степан Мезенцев и называет «эстрадной скрипкой». Его расчет прост — чтобы слушатель проникся любовью к непривычной для него живой музыке, нужно сыграть знакомые ему мелодии. И, кажется, этот расчет себя оправдывает!
Например, бодрую испанскую мелодию «Тика-тика», регулярно звучащую на радио и телевидении, слушатели узнали сразу, хотя мало кому было известно, что написал ее Зекина Хосе Гомес де Абреу. Упоминание «Плясок смерти» Камиля Сен-Санса большинству присутствовавших тоже не показалось информативным… Но стоило зазвучать первым аккордам, как раздались радостные аплодисменты. Эту музыку, оказывается, даже дети знают — все смотрели мультфильм про Карлсона.
Бодрые танцевальные мелодии разных народов мира имели особый успех — румынский весенний хоровод, еврейская «Хава нагила» (правда, прошедшая изрядную обработку Мезенцева), заводная песенка в стиле кантри, повествующая о том, как дьявол пришел в Джорджию и повстречался там со скрипачом, который обвел его вокруг пальца… И, конечно, «Колыбельная», написанная самим Степаном — чуть тревожная, но так похожая на ирландские джиги и рилы.
Во время этой тематической части зрители начали даже немного завидовать Степану, который мог отплясывать на сцене в свое удовольствие, тогда как они были вынуждены смирно сидеть в креслах. Впрочем, вести себя в зале филармонии так, как предписывают правила хорошего тона, у слушателей все равно не получалось — не в силах удержаться, они постукивали пальцами по подлокотникам и каблуками по полу, качали головами в такт музыке и, то и дело, поддерживали ритм музыки дружными хлопками в ладоши.
— Вот придете домой и скажете родственникам: «Играл скрипач так себе, зато танцевал отлично!», -пошутил по этому поводу Мезенцев.
Его недаром называют «танцующим скрипачом»! Правда, на мой взгляд, это не «удачный пиар-ход», как твердят некоторые, а скорее, искренняя реакция человека, получающего заряд радости и драйва от музыки и сцены. Тем более что этими положительными эмоциями он активно делится с залом.
… Степана Мезенцева и гитариста Петра Маланова, также принимавшего участие в концерте, еще долго не отпускали, хотя отведенное программой время вышло. Музыканты благодарили слушателей и каждый раз, поддавшись просьбам, исполняли «еще одну, самую последнюю» композицию. А потом они еще долго подписывали компакт-диски, которые тюменцы могли приобрести в фойе.
Кстати, такого ажиотажа вокруг сувенирных дисков я не видела давно. Можно надеяться, что еще два-три визита Степана Мезенцева в Тюмень, и, к радости ирландцев, скрипка будет звучать в каждом доме нашего города.
***
фото: Степан Мезенцев.