X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Д’Артаньян снимает шляпу и… умывает руки

«Три мушкетера», Россия, 2013 г. Режиссеры Сергей Жигунов и Андрей Житков. В главных ролях: Юрий Чурсин, Алексей Макаров, Павел Баршак, Риналь Мухаметов.

Времена, когда мужчины были безупречно галантны, а дамы -изящны и беззащитны. Звон шпаг, скрежет шпор по мостовой и бессмертное «пока-пока-покачивая перьями на шляпах.» — все это всплывает в памяти, когда речь заходит о неразлучной четверке отчаянных друзей: Атосе, Портосе, Арамисе и, конечно, д’Артаньяне.

Съемки еще одной версии фильма по роману Дюма-отца (а во всем мире их за годы существования кинематографа снято не меньше трех десятков) начались в 2012 году, и уже тогда о «новых мушкетерах» заговорили. Правда, говорили в основном что-нибудь неприятное — слишком любима россиянами первая отечественная экранизация 1978 года. Для зрителя с советским прошлым оказалось неприятным открытием, что кто-то еще, помимо Георгия Юнгвальд-Хилькевича, может взяться за переработку романа о мушкетерах, а уж мысль о том, что д’Артаньян — не Михаил Боярский.

Сам Юнгвальд-Хилькевич, режиссер известного трехсерийного музыкального телефильма, не удержался от мрачного комментария: «Мне не надо смотреть фильм Жигунова — и так понятно, что это будет еще один банальный пересказ изнасилованного тысячу раз произведения Дюма».

Не отставали от мэтра советской режиссуры и актеры, снимавшиеся в экранизации 1978 года. Например, Валентин Смирнитский, исполнивший роль Портоса, сказал: «Жигунову не переплюнуть советский фильм — у него нет музыки Дунаевского». И даже «д’Артаньян всех времен и народов» Михаил Боярский отозвался о затее достаточно холодно, хотя сам Сергей Жигунов и старался убедить журналистов, что, прежде чем приступить к съемкам, получил у Боярского своего рода благословение.

… Но прогнозы скептиков, что новый фильм станет дурной калькой со старого, как это ни удивительно, не оправдались. Жигунов не стал становиться на путь соперничества: новые «Три мушкетера» — не производное от киноленты 70-х и в основе своей не опираются ни на ее сценарий, ни на персонажей, ни на музыку. Это самостоятельная попытка экранизации романа.

Самостоятельная, но вот удачная ли?

Основные вехи истории остались неизменны: юный гасконец (на этот раз действительно юный), получив отцовское благословение, отправляется в стольный град Париж и оказывается втянутым в водоворот политических интриг королевского двора Людовика XIII.

Но произошло то, что рано или поздно должно было произойти: мушкетеры, какими мы их знали, навсегда остались в прошлом веке. И время, когда Львов второй половины XX века мог преобразиться в Париж середины XVII, ушло безвозвратно.

Жигунов предельно упростил мотивации, подталкивающие героев к тем или иным поступкам -большинство сюжетных линий свелось к любовным переживаниям. Действие ускорилось настолько, что зритель, не читавший романа, может счесть его сумбурным. Изменились речевые характеристики героев — актеры в кадре говорят так, как будто играют своих современников. Это, кстати, слабо вяжется с великолепно выполненными и очень историчными костюмами. А ничего не поделаешь — зритель новых «Трех мушкетеров» принадлежит к категории от 14 до 24 лет.

Все эти неудачи приводят к тому, что достоинства новой экранизации могут остаться незамеченными. А ведь в фильме есть блестяще поставленные трюки и боевые сцены — их проработкой занимался француз Мишель Карлье (кстати, в фильме он играет д’Артаньяна-отца). Кроме того, лихая съемка оператора Игоря Кожевникова и виртуозный монтаж еще одного француза, Николя Трембасьевича. И замечательная игра актеров, начиная от мэтра Василия Ланового, сыгравшего кардинала Ришелье, и заканчивая молодым Риналем Мухаметовым, исполнившим роль д’Артаньяна.

… Сергей Жигунов, предваряя показ готового фильма, сказал: «В конце концов, у каждого поколения должен быть свой д’Артаньян. У нас был Михаил Боярский, а у нового поколения пусть будет кто-то другой». Возможно, он прав. Хотя тем, кто видел советское кино, все равно будет недоставать романтики и песен. «Пока-пока-по-качивая перьями на шляпах, судьбе не раз шепнем: «Мерси боку!»

***
фото: Кадр из фильма.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта