X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

На сцену — без оглядки назад

Молодежный театральный фестиваль «Живые лица» проводится в Тюмени вопреки всем преградам, считает один из членов жюри, преподаватель школы-студии МХА Т Андрей Ураев.

— В Москве существование театральных фестивалей предполагается по умолчанию — школа обязывает, — говорит Ураев, профессор кафедры пластического воспитания актера МХАТа. — А в Тюмени — малобюджетные декорации, зрители — немногочисленные ценители, а все равно: на сцене царит настоящая творческая атмосфера.

Показы состоялись в академии культуры, искусств и социальных технологий с 29 ноября по 1 декабря. Члены комиссии внимательно изучали работу каждого режиссера, знакомились с участником лично, на специально организованных обсуждениях давали автору возможность отстоять свою идею. И отмечали, что главная ценность всех спектаклей фестиваля — новизна творческого подхода.

Может, смелые фантазии рождаются из-за тесноты? Ведь многие студии репетируют, где приходится, например, в коридорах. Так выпускник кафедры режиссуры ТГАКИСТ Данил Чащин создал так называемую режиссерскую лабораторию на основе «Божественной комедии» Данте — актеры попытались пластическими средствами воссоздать Ад, Чистилище и Рай в коридорах, аудиториях и даже уборных ТГАМЭУПа. На фестивале спектакль получил приз за режиссерский эксперимент.

Приз за поэтическое решение хореографического спектакля получила Алена Фролочкина, режиссер тюменского театра экспрессивного танца «Муар». В ее спектакле по мотивам поэзии Марины Цветаевой «Крылатая душа» исполнительницы танцевали на листах со стихотворениями.

— Я познакомилась с творчеством этого поэта еще в школе, -рассказывает режиссер. — И всегда Марина Цветаева казалась мне и жесткой, и мягкой, и беззаботной, а главное — вдохновенной.

Андрей Ураев предложил Алене развить тему — чтобы каждая актриса изобразила в танце одно стихотворение Цветаевой и превратилась в музу. Кстати, члены жюри были удивлены тем, что актрисы театра «Муар» не профессионалы: техника танца освоена на очень высоком уровне.

Еще одним открытием фестиваля стала работа Екатерины Жариновой из Екатеринбурга «Демоскоп».

Галя Безбородова

— В этом моноспектакле режиссер, она же исполнитель, очень ненавязчиво рассуждает о патриотизме, — интерпретирует Андрей Ураев. — Все жалуются на родную страну и думают, что в другом государстве жизнь лучше, но так ли это? Главная мысль спектакля неочевидна, а скрыта от зрителя в пелене повседневных забот героини. Режиссер идет на эксперимент. И вот Катя одиноко танцует в своей комнате, а по телевизору говорят о войнах и перестрелках…

При обсуждении спектакля жюри и участники фестиваля сошлись во мнении — режиссерский эксперимент Екатерины удался. Мало того, что своим непосредственным поведением (к примеру, она переодевалась прямо на сцене) Екатерина захватила всеобщее внимание. Но и получила приз за современный авторский театр.

Гран-при фестиваля достался спектаклю московского режиссера Вячеслава Чеботаря «Однажды мы все будем счастливы» по пьесе Екатерины Васильевой.

В нем две актрисы воспроизводят монолог девушки Маши Чеповой (по прозвищу Чекушка). Заглавная фраза — любимая поговорка Машиной мамы, и означает она лучшую жизнь на том свете.

Судьба у Маши и ее мамы трагическая — неблагополучная семья, постоянные ссоры и конфликты. Например, девочка рассказывает, как на ее глазах мама, уборщица в школе, выпила стакан с шариками ртути — так над ней пошутили одноклассницы Маши…

Текст преподносится по-разному: некоторые фразы актеры поют, речь героев сопровождают характерными позами и жестами.

… Обсуждение спектаклей было очень жарким. Студенты и опытные режиссеры не стеснялись делать друг другу замечания: от неправильно подобранного нижнего белья до неубедительной актерской игры. А судьи критиковать не спешили, наоборот — хвалили за смелые идеи и нестандартные решения.

Галя Безбородова

С 2000 года в Россию из английского театра Royal Court пришел совершенно новый способ творчества — воспроизведение на сцене настоящей, неподдельной, не приукрашенной жизни. В таких спектаклях непонятно, где выдумка, а где реальность. Но для драматургов и режиссеров «новой драмы» это и есть главная ценность творчества. Они говорят, что жизнь похожа на театр, нужно только показать ее на сцене.

Новизна таких спектаклей увлекает зрителя. Молодые драматурги и режиссеры рассказывают о современности, ничего не скрывая, давая возможность зрителю самому оценить последствия жизненных драм и трагедий.

***
фото: Театр «Манекен» из Челябинска;Актрисы Александра Кузенкина и Анастасия Пронина;Алена Фролочкина.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта