Время черного льда
В школьные годы мы пугали друг друга детскими страшилками и подкладывали в портфели записки: «Бойся Черной Руки!» Собственно, варианты могли быть разные: бояться стоило также черного тюльпана или черного пятна на потолке…
У взрослых страшилки другие. Перефразировав ту, детскую, я бы посоветовала водителям: «Бойтесь черного льда!»
О таком мне рассказал директор Тюменского центра высшего водительского мастерства Сергей Прокопьев. Никакой мистики. Это прозрачная тонкая наледь на асфальтированной дороге, практически не заметная глазу.
— Черный лед можно разве что нащупать рукой или увидеть его в темное время суток — в свете фар он будет отбрасывать блики, — говорит Сергей Иванович.
Однако совсем не обязательно ползать по дороге, ощупывая ее. Сергей Прокопьев считает, что каждый автомобилист, если уж назвался им, должен понимать: как только случился первый ноль или заморозки, жди черного льда. И переобувайся из летней в зимнюю резину.
Но многие водители твердо придерживаются позиции — если не вижу гололед своими глазами, то его нет. Именно поэтому рискуют увидеть в критической близости задний бампер движущейся впереди машины.
Ежедневно дежурная часть ГИБДД фиксирует по нескольку аварий, виновники которых катались по дорогам на летних шинах. И это в конце ноября — начале декабря!
— Раньше водители, по большей части — владельцы стареньких «жигулей», оправдывались тем, что у них нет возможности приобрести комплект зимних шин, — рассказывает сотрудник пресс-службы УГИБДД Константин Заикин. — Но в этом сезоне на летней резине ездят и вполне состоятельные владельцы дорогих автомобилей.
Старший дежурный полка ДПС Алексей Зиганшевич предполагает, что водителей расслабила затяжная, теплая и бесснежная осень. Горожане то и дело откладывают «переобувку» на потом. Может, некоторые и вовсе надеются, что дотянут до весны на голом энтузиазме. Точнее, на голой резине.
— Дело в том, что санкции за езду на летних шинах при неблагоприятных погодных условиях не предусмотрено, — говорит старший дежурный. — Поэтому многие водители и не ощущают своей ответственности. До тех пор, пока не попадут по своей же вине в аварию.
В конце прошлой недели на трассе Тюмень — Омск в Тюменском и Голышмановском районах произошло две смертельные аварии. Водители легковых автомобилей на летней резине не справились с управлением, вылетели на встречную полосу. В обоих случаях легковушки столкнулись с «камазами». Моя знакомая ехала в то время по этой трассе, видела последствия страшных аварий. Говорит, что и на зимней-то резине старалась держаться скорости 4050 км/ч.
— И действительно, шипованная резина, или «липучка» (зимняя альтернативная резина — М.С.) -это не панацея. Самое главное -контроль за скоростью, — подтверждает Сергей Прокопьев. — Если водитель переобул автомобиль в зимние шины, то он обязательно должен пересмотреть свой скоростной режим и понизить его. Потому что сцепление шипованной резины даже с сухой дорогой довольно слабое. Жаль, что и опытные водители за летний сезон забывают об этом.
Прокопьев твердо убежден: каждый автомобилист, каким бы асом он себя ни считал, обязан как следует готовиться к зиме. И не только морально. Не стоит в первый день заморозков или в снегопад сломя голову вылетать из двора или гаража на проезжую часть. Лучше сначала попривыкнуть к новым дорожным условиям. И желательно, чтобы проходило это на какой-нибудь закрытой безопасной площадке. Не обязательно на автодроме — можно просто покрутиться где-нибудь возле дома, как следует «пощупать» колесами дорогу.
— К сожалению, мало кто это делает, — сетует директор центра высшего водительского мастерства. — Поэтому каждый год повторяется практически одна и та же история — столкновения на дорогах, а от этого пробки, в лучшем случае. В худшем — человеческие жертвы.
Так что есть чего бояться. Хотя, скорее всего, не бояться надо, а думать. В конце концов, не черная же рука крутит руль, и не черная нога нажимает на педаль газа — все это делаем мы сами.