Если не мы, то кто?
В1983 году в Тюмени было 403 народные дружины, сейчас их по всей области — только 366. Есть еще семь казачьих отрядов, но и этого недостаточно — судя по тому, что бытовая и уличная преступность процветает.
Вопрос о взаимодействии полиции и общественных организаций по обеспечению правопорядка обсуждали в четверг, на «круглом столе» в областной Думе. Выступали сотрудники правоохранительных органов, представители власти, общественники. Сетовали, что сегодня большинство граждан предпочитают жить по принципу «моя хата с краю». Прямо так, конечно, не говорили, но прозрачно намекали.
— Подготовка к любому преступлению или само преступление всегда происходит у кого-то на глазах. Не бывает так, чтобы совсем без свидетелей, — говорит заместитель председателя областной Думы Геннадий Корепанов. — Взять те же наркопритоны прямо в квартирах жилых домов. Все соседи знают о них, но не все позвонят в правоохранительные органы.
По мнению Геннадия Корепанова: правовая неграмотность и даже нигилизм — вот основная черта нашего общества. Прибавьте сюда равнодушие и пассивность. Диагноз неприятный, но подлежит лечению — в том случае, если средства массовой информации, активные общественники, уважаемые культурные и религиозные деятели возьмутся объяснить гражданам, которые мало интересуются происходящим вокруг, что их безопасность — в их же руках.
А что полиция? По словам Геннадия Корепанова, в недавнем своем выступлении министр внутренних дел Владимир Колокольни- ков признал, что первый этап реформы МВД не оправдал в полной мере ожиданий граждан. Мгновенной победы над преступностью не получилось. Предстоит дальнейшая работа, в которой граждане могли бы очень помочь полицейским. Особенно в том, что касается адресных проблем. В конце концов, гражданин не хуже, а то и лучше участкового знает болевые точки своего дома, двора, района. Почему бы не поделиться этими знаниями с полицейскими?
А мне, почему-то, сразу вспомнился киногерой Леонида Куравлева из фильма «Опасно для жизни!», который не мог пройти мимо непорядка и всякого рода правонарушений. И вечно из-за этого попадал в курьезные ситуации — это режиссер Гайдай в свойственной ему манере без конца подкалывал чудака. Не думал, наверное, что настанет время, когда таких вот неравнодушных чудаков будет — ой, как не хватать.
Хотя, кто бы что ни говорил, такие все-таки есть. Это я сейчас не чудаков имею в виду, а неравнодушных людей, словно из тех советских фильмов, где звания «дружинник» и «участковый» были почетными.
Их — командиров народных дружин, казаков и участковых, чьи достижения в этом году были самыми заметными — участники «круглого стола» отметили благодарностями. И кое-что пообещали.
— Со следующего года плата за один час дежурства дружинников поднимется со ста рублей до ста пятидесяти, — рассказал начальник отдела городского департамента безопасности жизнедеятельности Салават Бурундуков.
Кроме того, в следующем году должны решиться вопросы с тем, чтобы расширить полномочия дружинников; сделать для них льготы — например, бесплатный проезд в общественном транспорте; возможно, даже обучать их в институте переквалификации сотрудников МВД.
Итогом «круглого стола» стали рекомендации Тюменской областной Думе, правительству Тюменской области, УМВД, органам местного управления и СМИ — по поводу активизации общественного сознания и создания благоприятных условий для добровольной деятельности по обеспечению правопорядка. Проще говоря, надо сделать все, чтобы дружинников становилось все больше и больше.
Чего скрывать, есть среди тюменцев, в том числе и среди депутатов, скептики, которые считают, что работу добровольных дружин и их финансирование надо бы сократить, потому что работа их неэффективна.
Однако заместитель начальника областного УМВД Сергей Сидаш, в свою очередь, отмечает успехи дружинников. Говорит, что за десять последних месяцев члены ДНД приняли участие в раскрытии 188 преступлений, выявили и пресекли 8847 административных правонарушений. А это что-то да значит.