Наша проверка на дорогах
Студенты и преподаватели нефтегазового университета пытаются ликвидировать дорожный затор на улице Вокзальной с помощью передвижной дорожной лаборатории.
Комиссия по безопасности дорожного движения администрации Тюмени обратилась к молодым ученым с заданием — с одной стороны, оценить предложения комиссии по улучшению транспортной ситуации в разных районах города. С другой — найти собственные решения проблемы. Под руководством заведующего кафедрой эксплуатации автомобильного транспорта ТюмГНГУ Дмитрия Захарова студенты вышли на улицу — собирать «живые данные».
Елена Дерябина, Наталья Осипова и Елена Шестакова видеокамерой снимали поток машин на улице Вокзальной, потом просматривали видео и считали, сколько машин проехало за определенный промежуток времени. Другие сведения, например, среднюю скорость перемещения автомобиля в Тюмени, предоставили ГИБДД и «Тюменьгортранс».
Для исследования пробки на Вокзальной данные собирали на «газели», в которой размещена система, вычисляющая среднюю скорость потока машин и скорость каждого автомобиля в отдельности. Еще, что тоже важно, коэффициент сцепления шин с дорогой (если исследователи знают эту величину, то могут определить пропускную способность дороги).
После нескольких выездов у студентов накопилось достаточно данных, чтобы проверить, насколько продуктивны идеи городской комиссии.
В частности, члены комиссии предложили ввести на Вокзальной одностороннее движение. Студенты отобразили это в программе — на экране компьютера видно, как синие прямоугольники (будто бы машины) перемещаются по улицам Первомайской, Смоленской, Герцена и Кузнецова. Программа определяет, что на Вокзальной затор ликвидирован. Но в результате машины скопились на других улицах — автомобильная пробка переместилась.
— Мы рассмотрели дорожную ситуацию в целом, — рассказывает студентка Елена Дерябина. -Моделирование проводим до сих пор. Только после рассмотрения всех вариантов можно будет решить, как улучшить движение транспорта на всем этом участке.
Но у исследователей уже есть предложение — надо построить дополнительную автомагистраль с улицы Запольной к Товарному шоссе. Пока на продленной «компьютерной» улице — одностороннее движение. Но уже такой простой вариант снизил критическую отметку скопления машин во всем районе.
Дмитрий Захаров считает: это исследование — лишь малая часть работы.
— Движение на тюменских дорогах в первую очередь затруднено в местах соединения центра с отдаленными районами, -говорит Захаров. — Утром транспортные потоки перемещаются из микрорайонов — путепроводы и мосты перегружены. Вечером наоборот — машины едут из центра. Работая над изменением транспортной системы, мы должны обеспечить равномерность автомобильных потоков.
В мире изменение дорожной системы идет двумя путями: можно стремиться к безопасности пешеходов и уменьшению количества автомобилей, а можно увеличивать пропускную способность дорог. Комплексный подход исключает простые решения — это и развитие общественного транспорта, и культура вождения, и забота о пешеходах.
Дмитрий Захаров говорит, что над улучшением транспортной системы в Тюмени нужно работать несколько десятков лет.
— В командировках в Дрездене и Франкфурте мы наблюдали за работой коллег. Они умело учитывают интересы пешеходов и водителей. В центре — большая пешеходная зона, на главных дорогах — равномерное движение транспорта. Платные парковки и дорогое обслуживание автомобиля многих заставляет пересаживаться на общественный транспорт. Но люди не жалуются.
К слову, компьютерная программа, в которой работают ученые, Aimsun, родом из Испании. И это частично затрудняет ход исследования.
— В параметрах программы можно выбрать только два пункта: сухая или мокрая дорога, -рассказывает Дмитрий. — В то время как в нашем регионе на дорогах бывает всякое — рыхлый или укатанный снег, грязь…
Не учитывают математические формулы и человеческий фактор — как пешеходы перебегают дорогу в неположенном месте или водители превышают скорость. Математическая, и даже простая человеческая логика иногда здесь оказываются бессильны.
***
фото: Студенты едут собирать данные.