X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Судно, двигатель прогресса

В середине лета, когда морской рефрижератор завода «Тюменьсудокомплект» спустили на воду, осадка его была всего 90 сантиметров. Сейчас корма погрузилась в воду на полтора метра.

Веса теплоходу добавило, конечно, оборудование, что смонтировали корабелы за пять месяцев — двигатели и механизмы ходовой части, трубопроводы, кран, шлюпки. Тонны металла ушли на возведение надстройки, строительство фальшбортов и второго дна. Да и людей здесь немало.

Это с берега судно кажется безжизненным и пустым. Слышится редкий, одинокий стук металла о металл, над рекой звук растворяется, становится слабым. А вот на палубе оказываешься — будто в цехе крупного завода.

— Вы спуститесь в трюм, — говорит мне сварщик Сергей Волошин. — Когда сверху кто-нибудь стучит кувалдой, голова становится, как колокол — долго потом еще звенит в ушах.

В этот момент кто-то и впрямь начинает править молотом корпус. Уши закладывает, через минуту срывается голос. Тем временем напарник Волошина Ильсап Мустаев склоняется с газорезкой над трубой — короткое шипение, вспышка огня, полетели в стороны красные искры.

Искры тут повсюду. По палубе тянутся перепутанные, скрученные кабели. Только прекращает варить один рабочий, тут же из какой-нибудь щелочки вырывается новый вихрь — на палубе, за бортом, из рубки. Может быть, так же, когда судно достигнет океанских вод, вокруг него будут летать водяные брызги?

Пока же теплоход стоит в спокойных водах Туры. Здесь, в районе поселка Антипино, одновременно бьют из-под земли холодные ключи и текут теплые промышленные стоки — протока замерзает лишь в сильные морозы. Это значит, корабелы смогут провести испытания, заполнить водой цистерны и трубы даже зимой.

Галя Безбородова

— Торопимся его достроить, -говорит заместитель главного инженера по производству Виктор Громов. — Можно сказать, что все наши силы брошены на этот заказ.

Морской теплоход — первый в истории компании. Длиной 60 метров, грузоподъемностью 200 тонн, он сможет ходить по Северному морскому пути, доставлять груз — мороженую рыбу или оленину, в иностранные порты. С этой международной миссией и связаны основные трудности при его строительстве.

— Хотя, по-хорошему, еще рано говорить о команде или капитане судна, нам бы не помешали консультации опытного морехода, — признается Громов. — Документы, проект — это одно. Но в каждом теплоходе есть тонкости, изюминка, которые может учесть только человек с опытом.

В качестве консультанта на теплоходе — групповой инженер-механик, в прошлом — капитан подобных судов, Валерий Сухих. Громогласно, громче стука кувалды, он командует рабочими.

В надстройке они монтируют изоляцию — стены уже обложены блестящим, как фольга, материалом. Укладывают специальные гасящие вибрацию плиты — благодаря металлической крышке их можно сваривать. Искры отражаются фольгой, в помещении светло, как на новогодней елке. А скоро здесь установят переборки, появятся каюты, начнется установка мебели.

Галя Безбородова

В рубке корабелы сваривают фундамент для рулевого управления — решетку из металлических пластин сантиметрах в 30-ти над уровнем пола. Потом под ней пройдут кабели связи и электроснабжения, гидравлика.

В трюме доделывают второе дно.

Впрочем, сами рабочие не разделяют осторожности руководителей. Все, как один, говорят, мол, работа — та же самая: что морское судно строить, что речное. «Сварка она и есть сварка».

— Как-то я работал на Севере, и нас отправили в Обскую губу, -рассказывает Денис Комиссаров.

— Начался шторм. Так я узнал, что у меня морская болезнь. На воздух выйдешь — вроде ничего, но матросы загоняют обратно в каюты, чтобы никто не свалился за борт. Внутри полно народу, душно, жарко. Мне совсем поплохело. С тех пор я зарекся выходить в море.

А вот приваривать к шпангоутам второе дно — лежа, на пространстве шириной в полметра -Денис не побоялся.

— Подумаешь, — говорит он. -Дыма только много. Но у нас же есть вытяжка.

Корпусные работы на судне практически закончены, продолжается монтаж систем и подготовка к испытаниям. К весне теплоход должен быть готов выйти в плавание.

Галя Безбородова

— Главное, чтобы подобные суда были востребованы, появлялись новые заказы, — говорит заместитель генерального директора «Тюменьсудокомплекта» Андрей Водинский. — А мы готовы их выполнять. Вообще, это называется прогрессом — человечество потому и развивалось, что кто-то брался за новые для него задачи. Конечно, потерь не избежать, но в основном все живы…

А Виктор Громов, с которым Водинский учился вместе, рассказывает о себе:

— В судостроении я с 1988 года, по образованию — судомеханик. Было дело, как начались перемены, ушел на мелькомбинат — казалось, там сытнее. Но быстро вернулся. Там мне скучно. А здесь интересно.

***
фото: Якорь пока бездействует;Денис Комиссаров;Сварщики Андрей Костик и Иван Пастухов;Вид с берега.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта