Судно, двигатель прогресса
В середине лета, когда морской рефрижератор завода «Тюменьсудокомплект» спустили на воду, осадка его была всего 90 сантиметров. Сейчас корма погрузилась в воду на полтора метра.
Веса теплоходу добавило, конечно, оборудование, что смонтировали корабелы за пять месяцев — двигатели и механизмы ходовой части, трубопроводы, кран, шлюпки. Тонны металла ушли на возведение надстройки, строительство фальшбортов и второго дна. Да и людей здесь немало.
Это с берега судно кажется безжизненным и пустым. Слышится редкий, одинокий стук металла о металл, над рекой звук растворяется, становится слабым. А вот на палубе оказываешься — будто в цехе крупного завода.
— Вы спуститесь в трюм, — говорит мне сварщик Сергей Волошин. — Когда сверху кто-нибудь стучит кувалдой, голова становится, как колокол — долго потом еще звенит в ушах.
В этот момент кто-то и впрямь начинает править молотом корпус. Уши закладывает, через минуту срывается голос. Тем временем напарник Волошина Ильсап Мустаев склоняется с газорезкой над трубой — короткое шипение, вспышка огня, полетели в стороны красные искры.
Искры тут повсюду. По палубе тянутся перепутанные, скрученные кабели. Только прекращает варить один рабочий, тут же из какой-нибудь щелочки вырывается новый вихрь — на палубе, за бортом, из рубки. Может быть, так же, когда судно достигнет океанских вод, вокруг него будут летать водяные брызги?
Пока же теплоход стоит в спокойных водах Туры. Здесь, в районе поселка Антипино, одновременно бьют из-под земли холодные ключи и текут теплые промышленные стоки — протока замерзает лишь в сильные морозы. Это значит, корабелы смогут провести испытания, заполнить водой цистерны и трубы даже зимой.
— Торопимся его достроить, -говорит заместитель главного инженера по производству Виктор Громов. — Можно сказать, что все наши силы брошены на этот заказ.
Морской теплоход — первый в истории компании. Длиной 60 метров, грузоподъемностью 200 тонн, он сможет ходить по Северному морскому пути, доставлять груз — мороженую рыбу или оленину, в иностранные порты. С этой международной миссией и связаны основные трудности при его строительстве.
— Хотя, по-хорошему, еще рано говорить о команде или капитане судна, нам бы не помешали консультации опытного морехода, — признается Громов. — Документы, проект — это одно. Но в каждом теплоходе есть тонкости, изюминка, которые может учесть только человек с опытом.
В качестве консультанта на теплоходе — групповой инженер-механик, в прошлом — капитан подобных судов, Валерий Сухих. Громогласно, громче стука кувалды, он командует рабочими.
В надстройке они монтируют изоляцию — стены уже обложены блестящим, как фольга, материалом. Укладывают специальные гасящие вибрацию плиты — благодаря металлической крышке их можно сваривать. Искры отражаются фольгой, в помещении светло, как на новогодней елке. А скоро здесь установят переборки, появятся каюты, начнется установка мебели.
В рубке корабелы сваривают фундамент для рулевого управления — решетку из металлических пластин сантиметрах в 30-ти над уровнем пола. Потом под ней пройдут кабели связи и электроснабжения, гидравлика.
В трюме доделывают второе дно.
Впрочем, сами рабочие не разделяют осторожности руководителей. Все, как один, говорят, мол, работа — та же самая: что морское судно строить, что речное. «Сварка она и есть сварка».
— Как-то я работал на Севере, и нас отправили в Обскую губу, -рассказывает Денис Комиссаров.
— Начался шторм. Так я узнал, что у меня морская болезнь. На воздух выйдешь — вроде ничего, но матросы загоняют обратно в каюты, чтобы никто не свалился за борт. Внутри полно народу, душно, жарко. Мне совсем поплохело. С тех пор я зарекся выходить в море.
А вот приваривать к шпангоутам второе дно — лежа, на пространстве шириной в полметра -Денис не побоялся.
— Подумаешь, — говорит он. -Дыма только много. Но у нас же есть вытяжка.
Корпусные работы на судне практически закончены, продолжается монтаж систем и подготовка к испытаниям. К весне теплоход должен быть готов выйти в плавание.
— Главное, чтобы подобные суда были востребованы, появлялись новые заказы, — говорит заместитель генерального директора «Тюменьсудокомплекта» Андрей Водинский. — А мы готовы их выполнять. Вообще, это называется прогрессом — человечество потому и развивалось, что кто-то брался за новые для него задачи. Конечно, потерь не избежать, но в основном все живы…
А Виктор Громов, с которым Водинский учился вместе, рассказывает о себе:
— В судостроении я с 1988 года, по образованию — судомеханик. Было дело, как начались перемены, ушел на мелькомбинат — казалось, там сытнее. Но быстро вернулся. Там мне скучно. А здесь интересно.
***
фото: Якорь пока бездействует;Денис Комиссаров;Сварщики Андрей Костик и Иван Пастухов;Вид с берега.