Я, снова я и… глина
Иногда кажется, что художники владеют какими-то фантастическими способностями — создать произведение искусства, которое восхищает, будоражит — для этого нужен особый талант. Но когда видишь сам процесс творения, легко обнаруживаешь, из чего складывается красота.
Так, студенты института изобразительных искусств и музейных технологий ТГАКИСТ по пятницам лепят из глины декоративные скульптурные портреты. А сегодня они лепят себя. Казалось бы, занимаются тем же, чем обычно — создают образ человека. Но на картине пространство организуется за счет композиции рисунка, а в скульптуре главное — пластическое решение. Только некоторые детали могут выразить их придумки. Например, поворот головы или выбившаяся прядь волос.
Рядом с будущими шедеврами лежат бумажные листы с эскизами — очень много зарисовок голов в разных положениях. Видно, как студенты искали и пришли к окончательному решению.
— Вы поймите, мы не добиваемся точного сходства, — говорит студентам преподаватель Константин Зыков. — Нужно уловить несколько характеристик, которые бы смогли отразить вас. Всего несколько ассоциаций могут завершить целостный образ так, что каждый человек узнает автора в скульптуре.
На прошлом занятии студенты слепили портреты своих одногруппников. Мы провели эксперимент. Задумались, кого изобразили студенты на своих дружеских портретах, и — угадали. В портретах есть какое-то тайное настроение, которое соответствует только одному человеку из всей группы.
Например, узнаем Юлию Кормильцеву. На портрете она как-то по-особенному приподняла голову, и скромность, которая ей присуща в жизни, превратилась в загадочную мечтательность.
Студенты рассказывают, что побывали на выставке «Урал XI» в музее изобразительных искусств, как раз перед тем, как приступить к выполнению этих работ.
— Там такая необычная трансформация в скульптурах из мрамора, — рассказывает Зыков. — Мы тоже пытаемся как-то трансформировать то впечатление, которое исходит от человека. Тогда будет неповторимый образ — то, к чему мы стремимся.
Например, Анна Евдокимова лепит автопортрет, напоминающий древнеегипетские фрески. Рисуя эскиз, она подумала, что ее внешний образ, в особенности прическа, навевает мотивы из древнеегипетской культуры.
Анна уже приступает к лепке. Ножом снимает излишки глины с «волос», меняет овал лица. Самое интересное, что в скульптуре уже проявляется движение -«волосы» лежат очень ровно, но одна прядь сзади выбивается из общей формы. Видно, что модель для этого произведения все-таки живой человек.
А Кристина Шелестова лепит лирический образ самой себя. Такую идею ей подал преподаватель, сказав, что в ней есть что-то русалочье. Ее автопортрет слегка наклоняет голову. Эта маленькая деталь сразу же создает иное впечатление от самой художницы. Рядом со скульптурой и Кристина стала похожей на русалку.
— Представьте, — подсказывает преподаватель, — скульптор может чувствовать форму, когда работает с глиной. Работа руками дает точное ощущение пространства.
Отвлекаться на разговоры у студенток времени нет, они увлечены процессом. Воображение диктует, а они стараются уловить его подсказки — в подбородке явно нужно убавить, а овал лица сделать более плавным. Ведь это же лирический образ!
Константин Зыков считает, что о настоящей многоплановой скульптуре еще рано говорить -лицо неподвижно, погружение в тему не так глубоко, как хотелось бы.
Но и цели такой нет — скульпторов в академии культуры, искусств и социальных технологий не готовят. Зато полученный опыт в попытках создать собственный образ закрепит в студентах стремление к настоящему творчеству — эмоциональному, живому, точному.
***
фото: Анна Евдокимова;Кристина Шелестова и Константин Зыков.