Сильфиды и корсары от балета
Когда балетмейстер Михаил Фокин в Мариинском театре ставил спектакль «Шопениана» (1908 г.), он не старался удивить зрителей новизной или сочинить на музыку Шопена танцевальный сюжет. Вместо этого вернулся к корням самого балета.
То, что в среду вечером мы увидели на сцене филармонии (а театр «Кремлевский балет» танцевал именно «Шопениану»), и сегодня выглядит парадоксально свежо. Наверное, образы романтического балета, который воссоздал тогда еще начинающий балетмейстер Фокин, не могут устареть в принципе, потому что именно так мы себе балет и представляем. Легким, прозрачным, элегантным, неземным.
«Я старался вернуть условный балетный танец к моменту его высочайшего развития. Так ли танцевали наши балетные предки, я не знаю. И никто не знает. Но в мечтах моих они танцевали именно так…» — писал в своей книге «Против течения» Михаил Фокин.
Со сцены льется музыка Шопена. Балет разбит на несколько картин: здесь и нечто, напоминающее полонез, и радость светлых грез, и изящество балерин. Маститые критики писали, что в «Шопениане» нет традиционных балетмейстерских приемов. Да и задача у балета — не рассказать историю, а создать особое настроение у зрителя: легкое, как весеннее облачко, обволакивающее каждого с головы до пят своей красотой.
Но на мой взгляд неискушенного зрителя, некоторый сюжет в постановке все же прослеживается. В центре сцены стоит Юноша, к нему приникают две сказочные сильфиды (существа женского рода, прекрасные и легкие, олицетворяющие крылатую надежду), которые, одинаково сложив руки, склонили головы в глубокой задумчивости. Третья сильфида расположилась у его ног в позе застывшего полета. От этой замысловатой и очень поэтичной фигуры разбегаются по сцене невесомые танцовщицы. Их движения создают полукружие, исходящее от юноши и сильфид.
И вот, словно отошедшие ото сна под звуки музыки, просыпаются сильфиды. Плавными движениями они начинают свой танец. Они вдруг рассыпались по сцене, разметались. Такое чувство, будто балерины танцуют саму поэзию, причем ту, золотую, когда красота слова, фонетика, звучание, журчание… Немудрено, что в 1908-м «Шопениана» моментально очаровала зрителей. Да и сегодня в зале слышны восторженные вздохи, а публика сидит, вытянув шеи, и смотрит, не отрываясь и, кажется, даже не моргая.
Совсем другое дело — балет «Корсар» французского композитора Адольфа Адана. Динамичный, приключенческий по настроению, явно отсылающий нас куда-нибудь к далеким берегам начала XIX века. Его сюжет остался неизменным с самого момента написания в 1856 году, а всевозможные прыжки, которые выполняются на сцене, заставляют зрителей задерживать дыхание — словно ты сам, сидя в зале, совершаешь все эти немыслимые взлеты.
За два десятка лет существования «Кремлевского балета» никто не сказал, что их постановки скучны. Напротив, им отдают предпочтение многие профессиональные критики и публика. И мы в Тюмени тоже почувствовали эту магию высокого танца.
***
фото: На сцене сильфиды «Кремлевского балета».