Воспоминания о заводе пластмасс
Окончание. Начало в NN 212, 213
ХРОНИКА ПОСЛЕДНЕГО 40-ЛЕТИЯ
На сайте завода в Интернете еще недавно имелась хроника основных трудовых свершений. Приводим наиболее значимые.
В 1974 г. продукция завода была аттестована на «Знак качества» — этого удавалось достигнуть далеко не всем предприятиям.
По случаю 30-летия Победы в Великой Отечественной войне на территории завода в 1975 г. установили памятник погибшим заводчанам-участникам войны. Памятник выполнил скульптор С.А. Свиридов. Такие «закрытые» памятники — только для своих — были еще на нескольких заводах города, тюменцы о них и не слыхивали.
В 1978 г. по высшей категории качества аттестовали лак СБС-1, превосходивший лучшие зарубежные аналоги. Продукция завода пользовалась спросом и за рубежом: в 1983 г. 40% продукции вывозилось на экспорт. Так не работал ни один завод Тюмени. В 1989 г. завод выпустил 22 994 тонны продукции — исторически максимальная цифра!
К 1992 г. на заводе разработаны и стали изготовляться безфенольные диановые смолы, в 1994 г. освоено производство карбамидных смол, к сожалению, не самых лучших в экологическом отношении. В 1998 г. заводская лаборатория разработала технологию производства экологически безопасной смолы КФМТ-Е1. И за 1999 год производство выросло на 160 процентов — это в конце 90-х годов, когда многие заводы «лежали на боку» или «стояли на коленях». В том же 1999 г. завод получил патент на карбамидную смолу «Карболен».
В 2000 г. на заводе впервые в России разработана технология и начат выпуск связующих (клея) для изготовления теплоизоляционных изделий, а в 2003 г. создана уникальная карбамидная смола КФО-Ф для производства высококачественной фанеры.
В 2005 г. прошли успешные испытания новой смолы марки «Древолит», разработан план строительства нового производственного комплекса завода вблизи д. Утешевой в 10 км от Тюмени. В следующем году подготовлена новая площадка под строительство, утвержден бизнес-план. В 2007 г. начато строительство производственных корпусов нового завода на территории базы «Агропромснаб», где была железнодорожная ветка, автодорога, склады, подведенные коммуникации. Наша газета в последние годы не раз писала об успешной работе заводе пластмасс и обустройстве новой промплощадки.
И вдруг сообщение в Интернете: «Сегодня, 4 февраля 2013 г., ОАО « Тюменский завод пластмасс» заявило о принятии арбитражным судом заявления о признании компании банкротом». 20 февраля новое сообщение: «на внеочередном собрании акционеров было принято решение о ликвидации предприятия». Собралась группа людей, между собой шу-шу-шу — и нет завода!
В конце лета я узнал, что последний директор завода Сергей Григорьевич Хилиманюк уже устроен на новом месте работы.
Итак, завод пластмасс, предприятие, когда-то славившееся в Тюмени, за ее пределами и за рубежом, приказал долго жить всем нам, тюменцам, а сам умер бесславной смертью банкрота. Истинные причины пока для публики не разглашаются. Коммерческая тайна!..
ЗАВОД И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В ГОРОДЕ
Сложное химическое производство завода пластмасс вполне законно считалось вредным для здоровья людей и нормального функционирования окружающей городской среды. Его изначально следовало бы расположить за городской чертой, однако в 1941 г. шла война, и было не до забот о здоровье тылового населения, когда ежесуточно на линии фронта от Черного до Баренцева морей протяженностью более двух тысяч километров люди гибли сотнями тысяч — как мухи осенью.
После войны вспомнили о вредном производстве в Тюмени, и по ходатайству областного руководства правительство РСФСР издало постановление о выносе завода за пределы города. Решение подписано более 40 лет назад — в 1969 г. Однако с тех пор завод не сдвинулся с места ни на миллиметр, хотя одна серьезная организация разработала проект размещения завода на новой площадке.
В 1970-80-е гг., проезжая по Старому Тобольскому тракту, вблизи пос. Антипино можно было видеть указатель «Завод пластмасс», туда даже проложили дорогу и стояло какое-то небольшое строение. Потом указатель убрали, идея переноса заглохла. Вновь возникла она в 2005 г. опять же по инициативе местных властей. Опять вспомнили, что завод — опасное химическое производство, что стоять он должен не в центре города, а не ближе одного километра от селитебной зоны, как полагается по медицинским нормам.
Для производства многих своих изделий завод пластмасс использовал формальдегид (он же — муравьиный альдегид). Это вещество искусственно создано химиками еще в конце XIX века. Формальдегид и его водный раствор формалин успешно используется в химических производствах, в медицине и сельском хозяйстве, но это очень опасное вещество. Оно занесено в список канцерогенных. Формальдегид нарушает нормальный рост и развитие органов растений и животных, в результате образуются организмы-уроды. Он вызывает мутации — наследственные изменения клеток и организмов.
Газета «Аргументы и факты» в 2010 г. (N 8) писала: «От подобных (формальдегидных — А.И.) производств отказалась вся Европа. Мебель, сделанную с применением смол, запрещено ввозить в страны Евросоюза. По воздействию на организмы формальдегид можно поставить рядом с ядерным и радиоактивным производством.» «Лейкозы, поражение репродуктивных органов, глаз, кожи. Человек под воздействием формальдегида мутирует…» — писала газета.
Конечно, все это испытали на себе и тюменцы, только им никто никогда не рассказывал правду о заводе пластмасс. Возможно, в нашей медакадемии кто-то диссертацию защищал о влиянии завода на здоровье тюменцев, но тоже -молчок. Меньше знаешь — крепче спишь! Давняя истина, господа.
Тюменцы 70 лет терпели у себя в историческом, можно сказать, центре города такое ужасное производство, на митинги не выходили, на демонстрации протеста — тоже. А вот «в пос. Нижнемальцевский Рязанской области (о нем-то и писала «АиФ» — А.И.) под действием общественности демонтировали начатое строительство завода по производству формальдегидных смол». Как раз такие в основном и выпускал наш завод.
АМИНЬ!..
Не будем печалиться о банкротстве ядовитого завода. Будем надеяться, что бывшие его рабочие уже трудоустроены. Будем радоваться, что экологическая обстановка в городе хоть чуть-чуть, да улучшится, хотя источников формальдегида в Тюмени еще много. Есть против чего протестовать.
(В очерке использованы материалы бывшего сотрудника нашей газеты И.И. Ермакова, за что ему спасибо).
***
фото: Завод пластмасс этим летом.