Такси для бытовых отходов
Должен ли мусор быть чьей-то собственностью? И как хозяин должен им распоряжаться, обсуждали депутаты на заседании постоянной комиссии по экономической политике и ЖКХ.
Вначале ситуацию обрисовал Александр Шпиренко, директор департамента городского хозяйства. Согласно данным, представленным управами административных округов, организовано 2150 контейнерных площадок, на которых установлено 6250 мусоросборников. Более или менее благополучно обстоят дела с вывозом мусора из частного сектора: из 16 тысяч домов, 13 тысяч заключили договоры с возчиками. Остальные считают, что могут справиться с отходами самостоятельно и платить за эту услугу не хотят.
Но на практике оказывается, что чаще всего они переоценивают свои силы или хитрят, выбрасывая мусор в расположенный поблизости контейнер, за который уже заплатили соседи. Или вываливают отходы, куда придется, увеличивая в городе число свалок.
По словам Александра Шпиренко, с начала года выявлено и ликвидировано 66 несанкционированных свалок. На нарушителей выписывают протоколы об административных нарушениях и налагают штрафы (за девять месяцев эта сумма составила 984 тысячи рублей).
— А знаете ли вы, — взял слово депутат Александр Захаров, — с какими трудностями сейчас сталкиваются водители мусоровозов? — спросил он Александра Шпиренко. — На полигонах с них стали брать штрафы за повышенную нагрузку на ось. Машины трехосные, нагрузка на них — неравномерная. И хотя общего превышения не возникает, достаточно перегруза одной оси — и штраф. Среди возчиков — нервозная обстановка. Что им делать? Ездить недогруженными? Выбрасывать мусор по дороге?
— Не знал о такой ситуации, надо разобраться, — ответил, делая пометки в бумагах, Александр Шпиренко.
— Надо менять ситуацию и с контейнерами, — продолжил депутат Ришад Зиганшин. — Хватит ставить старые, город пора переводить на евроконтейнеры.
— Да, проблемы с установкой евроконтейнеров и с приобретением машин для их разгрузки, есть, — согласился Шпиренко. — Но надо помнить, что не все контейнеры в городе — муниципальные, некоторые принадлежат и частным возчикам. Можем ли мы диктовать им условия? К тому же лицензирование за сбор и перевозку мусора отменены. Все возчики, по сути, становятся просто таксистами.
— Давайте хотя бы введем правило, чтобы во всех новостройках ставили заглубленные контейнеры, — высказался Ришад Зиганшин. Но и это оказалось выполнить не просто. Как пояснила Лариса Теплоухова, заместитель главы администрации города, все микрорайоны застраиваются согласно утвержденным СНиПам, а там предусмотрены наземные, а не подземные контейнерные площадки.
— Прежде чем менять строительные нормы, надо просчитать, какие средства для этого потребуются, -подытожил Юрий Баранчук, председатель постоянной комиссии.
Но наличие контейнеров того или иного типа — не самая главная часть большой мусорной проблемы. Намного важнее сейчас, считают члены комиссии, разработать целостную концепцию по сбору, вывозу и переработке мусора. Она должна учитывать, кому и на каких условиях мусор принадлежит, как ведется сбор денег и доставка мусора к месту утилизации.
Так, после закрытия Московского мусорного полигона, плечо вывоза отходов из южной части города стало слишком большое. Если оставить все как есть, скоро город столкнется с ситуацией, когда везти мусор на Велижанский полигон из южной части города станет экономически не выгодно.