Без придыхания о музыкантах
— Ну, не могу я на инструменте врать! — горячо говорит Сергей Антонов. И ему почему-то веришь.
И веришь даже не в то, что он сам, виолончелист Антонов, не может врать, стоя на сцене, а вообще — что все музыканты на это не способны по природе. Если это хорошие музыканты, конечно.
Трио солистов Московской филармонии: пианистка Екатерина Мечетина, скрипач Никита Борисоглебский и виолончелист Сергей Антонов, — коллектив, отмеченный всевозможными наградами и званиями. Их имена широко известны в мире академической музыки. Можно даже не пытаться спорить о том, хороши ли музыканты — очень хороши! Тюменская публика могла в очередной раз убедиться в этом в прошлую пятницу, когда трио выступило на сцене филармонии.
ОТМЕНИТЬ ВСЕ РАДИ ТРИО
Екатерина Мечетина говорит, что иногда отменяет даже сольные концерты, если поступает предложение выступить в составе трио. Музыкантам вообще не так уж просто собраться вместе — они много выступают, давая в год по три сотни концертов, как соло, так и в составе оркестров. В России и за рубежом. Но трио — вещь первостепенная. Они, можно сказать, бросают дела и срываются с места даже ради одного концерта.
— Мы живем в разных местах этого «шарика», — рассказывает Екатерина. — Я — в Москве, Никита — в Брюсселе, Сергей — в Бостоне. Собраться довольно сложно.
Но начиналось все в одном месте — в коридорах Московской консерватории, которую окончили музыканты. Знали друг друга, виделись, общались. Сейчас уже сами не помнят, как завязалась дружба, а потом и сотрудничество. Но друг о друге знают многое, и любой из троих может рассказать, например, что судьба Екатерины и Сергея понимать и виртуозно исполнять музыку была словно предрешена: они родились в семьях музыкантов. Никита же — из семьи ученых-химиков. Но у отца была и есть огромная коллекция виниловых пластинок. Академическая музыка звучала в доме с самого рождения будущего музыканта…
… Пожалуй, профессиональное сотрудничество зародилось, когда все трое стали выступать в Московском филармоническом оркестре. Окончательно трио сложилось в 2007 году. С тех пор выступления втроем — это едва ли не самое ценное в их концертной деятельности.
ДИКТУЕТ МУЗЫКА
В трио нет лидера. Екатерина, Никита и Сергей, скорее, по-дружески соперничают на сцене. Причем рассказывают об этом на понятном любой публике языке.
— А как же, — улыбаясь, кивает Сергей. — Бывает, и наперегонки играем. Знаете, в чем задача солиста оркестра? Обыграть оркестр! То есть сыграть лучше, эмоциональнее, техничнее. Но, конечно, главное на сцене — это сама музыка, а вовсе не соревнование. Концертную программу составляют самостоятельно и в основном из того, что нравится им самим. Специализируются на музыке русских композиторов, а поскольку у наших авторов не так уж много трио для скрипки, виолончели и фортепиано, круг произведений, которые могут попасть в концерт, не так уж широк. Так, в этот раз в Тюмени они исполнили Элегическое трио ре минор, op.9 (памяти Чайковского) и Элегическое трио соль минор, op.1 Сергея Рахманинова в первом отделении, а также Трио N 1, до минор, op.8 Дмитрия Шостаковича — во втором.
— Многие люди считают, что академическая музыка не для них, что она за пределами их понимания, — рассуждает Сергей Антонов. -Я так не думаю, каждый услышит что-то свое.
Екатерина Мечетина с ним согласна:
— У музыки есть три автора -композитор, сочинивший ее, исполнитель, задача которого максимально раскрыть для слушателя мысль автора, и слушатель, воспринимающий музыку. Когда публика приходит в зал с открытой душой, вероятность того, что музыкальное произведение достигнет цели, гораздо больше, чем в случае с заранее недовольным, критично настроенным слушателем.
Нас учили не делать различия между ценителями и менее просвещенной публикой, играть для всех одинаково, — говорит Екатерина. — Главное, быть честной перед собой, перед композитором, перед музыкантами, с которыми я играю.
Впрочем, музыканты не отрицают, что публика бывает разной. Например, тюменская — добродушна и не слишком критична. Аплодирует охотно. Иногда — в самый неподходящий момент. Но трио не смущается. Антонов считает, что в любом случае они должны приглашать людей на концерты и надеяться, что те придут.
— Потому что без музыки плохо же совсем. Наша задача, чтобы заинтересовавшийся человек не ушел с концерта со словами: «Больше никогда! Это не для меня». Мы сочетаем простую для восприятия музыку с более сложной, потому что хочется, чтобы публика тоже понемногу двигалась вперед, -говорит Сергей Антонов.
… Когда виолончелист Антонов утверждает, что «не умеет врать на инструменте», ему веришь. Может, потому что и в обычной беседе с журналистами трио солистов Московской филармонии вполне искренне, просто и без придыхания на слове «музыкант» говорят о своей работе?
***
фото: Никита Борисоглебский, Сергей Антонов, Екатерина Мечетина.