На дистанции двенадцать тонн
Региональный этап конкурса профессионального мастерства среди водителей большегрузных автомобилей вчера пошел не по стандартному сценарию. Первым за руль грузовика весом почти 12 тонн сел главный судья.
— Сначала маршрут пройду я. Сделаю показательный круг, -обращается к участникам Алексей Шукшин, генеральный директор учебно-производственного комбината «Автомобилист». — Не знаю, насколько правильно получится. Но вы должны постараться сделать это лучше меня.
Ярко-желтый «камаз» трогается с места и выходит на маршрут. То набирая скорость, то притормаживая, он проходит этап за этапом: «круг», «бокс», «стоянка», «тоннельные ворота», «змейка», «колея», «эстафета», «пеньки», «стоп».
Торопиться не стоит. Конечно, важно за десять минут пройти всю дистанцию, но и точность выполнения будет оцениваться строго. Ни один колышек или ограждение не должны пострадать.
КОНКУРС С СЮРПРИЗАМИ
Водители с любопытством наблюдают за машиной, которой управляет судья.
— Я практически до последнего не знал, что буду участвовать, — рассказывает Евгений Печенкин, — меня брат записал, даже не спросив. Теперь придется оправдывать доверие.
Судья выходит из машины, теперь очередь конкурсантов. Евгений осматривается по сторонам. Он сомневается в своих силах — профиль не тот.
— Даже не знаю, как я поеду на «камазе». Я же дальнобойщик. Мне привычнее, когда машина с прицепом. Там все по-другому, чтобы при движении назад повернуть налево, руль нужно крутить в ту же сторону. Да и «камазы» — машины «деревянные», не то что европейские.
Водителем Евгений работает уже около десяти лет, за руль сел в 18. Сейчас перевозит грузы на «вольво». Все маршруты, говорит Печенкин, зависят от точки назначения.
— Самый дальний — 5000 километров. Я ездил в Усть-Кут. Дорога там дрянная: то вверх, то вниз. То и дело фарами в небо светишь. Несколько раз на горках заваливался. Деревья прицепом сносил…
До выхода на маршрут у молодого человека еще уйма времени — он десятый. А конкурс только начался. Остается терпеливо ждать.
Желтый «камаз» лихо проезжает по застывшей луже, расплескивая вокруг воду с мелкими осколками льда, — первый участник конкурса вышел на маршрут. Судьи в ярких светоотражающих жилетах наблюдают за его выступлением, после делают отмашку флажками.
— Я работаю на большегрузных автомобилях и на автобусах, -рассказывает еще один участник Вадим Квашнин. — Сел за руль в 2002 году. Как после армии пришел, так и работаю. Уже 11 лет.
По результатам проверки знаний ПДД и техники безопасности Вадим стал вторым. За две с половиной минуты он ответил правильно на все вопросы по ПДД.
По его словам, основная особенность больших грузовых машин — габариты, да и управление отличается от легковушек: коробка передач на грузовиках имеет несколько режимов — повышенные и пониженные передачи. Чтобы разогнать машину хотя бы до двадцати километров в час, надо поработать рычагом переключения.
Водители сменяют друг друга. Завершив маршрут, ждут окончания всех заездов. Отогреваются либо в небольшом автобусе, либо в передвижном кафе. А желтый грузовик продолжает кружить по автодрому.
Победителем стал Вадим Квашнин. Он получил 40 тысяч рублей. Кроме того, Вадим представит Тюменскую область на окружном этапе конкурса в 2014 году. Второе место занял Александр Рабканов. Третье — Максим Шукшин.
Но, как говорили все участники, теперь в своей каждодневной работе они будут ездить аккуратнее. А кое-кто подучит правила дорожного движения.
***
фото: Первым стартует Максим Шукшин.;Вадим Квашнин.