Баня как место единения душ
Общественная баня место, при упоминании которого сразу вспоминаешь фразу из советского кинофильма: «Каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню»…
Сегодня — четверг, тоже 31-е, правда, октября. До нового года еще очень далеко. Да и снега на улице как будто бы и не было. Между тем, посетителям городской бани N 3 на улице Энергетиков нет необходимости ждать предновогоднего вечера, чтобы попариться в свое удовольствие.
В небольшом коридорчике двое мужчин ждут своей очереди. Чтобы попасть внутрь, нужно заплатить 100 рублей и подождать, пока кто-нибудь не выйдет из раздевалки, освободит место. Хоть на часах и 13.00, все места внутри уже заняты.
А людей в очереди становится все больше и больше.
Пожилые и молодые, с березовыми веничками и бутылями с водой, они садятся на лавку и покорно ждут. Попутно шутя над теми, кто внутри.
— Что они там? Четыре часа, наверное, сидят уже, — негодует пожилой мужчина, пришедший почти сразу после меня, — опять треп развели…
Из-за двери, ведущей в раздевалку, то и дело раздается смех, гулкие мужские голоса разносит легким эхом по помещениям…
Посещение общественной бани — дело для меня новое и незнакомое. Сразу чувствуется, что это не просто место общего пользования — это сродни закрытому клубу со своими правилами и устоями. Со своей особой культурой. Место, в котором все давно друг друга знают.
Вот из раздевалки выходит еще один довольный посетитель. Наступает мой черед.
— Шкафчик N 8, — говорит, обращаясь ко мне, выходящий мужчина.
Хватаю свои вещи и забегаю внутрь. На полу мокро и скользко. Ботинки оставляют грязные следы.
— Ничего-ничего — это нормально. Проходи, — говорит банщик Николай, родина которого то ли жаркий Казахстан, то ли одна из далеких азиатских стран.
— Как разденешься, возьмешь тазик и пройдешь в обмывочную, там, если что, тебе все подскажут, — говорит банщик.
На лавках в «костюмах Адама» сидят мужчины разных возрастов. Переговариваются кто о чем: кто о ракетных двигателях, кто о политике, а кто о том, что в бане плохо работает вентиляция. То и дело раздаются крепкие словечки и хохот.
— Отец родился в поселке, у них там была своя баня. Он с детства к ней приучен. Ну и меня приучил, — рассказывает Виктор Панфилов. Вместе со своим отцом Валерием Викторовичем в тюменской городской бане они в первый раз.
— Походы в баню для нас давняя традиция, — рассказывает Виктор. — Я работаю вахтовым методом, а родители живут в Нефтеюганске. Сейчас у меня небольшой отпуск. Да и отец в гости приехал, вот решили сходить.
Небольшая дверь из раздевалки ведет в обмывочные: их в бане две. Там внутри еще одна дверь — вход в парилку. Чтобы зайти туда, нужно обязательно принять душ, чтобы тело привыкло к температуре. Посидел, попарился и на выход — долго сидеть нельзя.
Как говорят постоянные посетители, лучше организм не испытывать, особенно с непривычки: застучало в голове — выйди, отдышись, прими душ, попей воды. Отошел? Снова в парилку. И так несколько раз. А потом уж и веничком можно.
Именно такому примеру и последовали отец и сын Панфиловы, у меня же не хватило сил.
И уже минут через сорок я покорно капитулировал.
В чем же популярность русской бани? Может, потому что баня в целом, да и общественная, в частности, — это часть культуры? Традиция, сначала русская, а потом и советская, которая, родившись однажды, не прекращается никогда.
Для многих баня — нечто сакральное, в ней не только очищается тело, но в какой-то степени и душа. Ведь здесь за мыльной пеной, за тазиками, вениками и мочалками скрываются учителя, рабочие, военные, милиционеры, бизнесмены. Здесь нет статусов — здесь все просто люди.
Наверное, поэтому, освободившись от каких-то ярлыков, отдохнув от социальных масок, после бани так легко дышится и так легко живется.
***
фото: Валерий и Виктор Панфиловы;Попарился — и в путь.