Октябрьский переворот, или Футбольные сны наяву
Сенсация была оглушительна. И, глядя на табло, где горели две огромные цифры — «2» и «0», я упрямо пытался поверить в эту футбольную сказку. Не приснилось ли, не пригрезилось?
О ПОЛЬЗЕ СНОВИДЕНИЙ
… А ночью ко мне пришла тень царя Петра Первого. И сказал господин бомбардир, присев на краешек постели: «Эхма… Привезли иностранцев, да, видно, не тех… Поменяю! Я же государь император! Из Тюмени возьмем, народ у вас крепкий, мастеровитый… А Луишу Нету бороду сбрить! У меня и раньше все без бород ходили. Сбрить!»
И, разумеется, я проснулся в самый неподходящий момент, когда хотелось еще поговорить с легендарным государем о футболе. Пусть он и расстроен тем, что команда из города, возведенного в его славную эпоху, так и не выиграла у сибиряков.
Тень ушла, но победа — осталась. И такая победа, о которой в российском футболе будут вспоминать еще не однажды.
ФУТБОЛЬНАЯ ЯВЬ
«Назад в будущее, и да здравствует настоящее!» — так назвал бы то, что происходило на стадионе «Геолог» вечером 30 октября. Мы помним до отказа заполненные трибуны, это было, было. Но тогда, в далекие 80-е, тюменский стадион не был таким красавцем, этаким европейским щеголем, где не стыдно принять даже «Челси».
За час с лишним до начала матча толпа болельщиков терпеливо ждала последнего приближения к стадиону у заграждений, за которыми стояли стражи порядка. А ваш нетерпеливый обозреватель выбрал почти партизанскую тропу — вверх, на узенькую улочку, и до первого свертка к «Геологу». И снова очередь, где, каюсь, с криком «Пропустите! Я на работе!» журналист пробился ко входу на Западную трибуну и миновал зону тщательного досмотра. Два мандарина в кармане — скромный ужин, услада для пересохшего рта — не были признаны метательными снарядами. (С числом цитрусовых угадал роскошным образом -ровно столько, сколько мы и забили в ворота фаворита из Питера).
Стадион, залитый электрическими солнцами. Изумрудное поле. Команды, встречаемые аплодисментами. Андрей Аршавин, Роман Широков, Анатолий Тимощук на тюменской арене. И это не сон, а футбольная явь-благодать, снизошедшая на нас благодаря Кубку страны и предыдущим победам «Тюмени».
РОКОВЫЕ ОШИБКИ
Гости, игравшие в белом, начали спокойно, никуда не спеша. И поначалу весьма уверенно контролировали мяч. Пощекотали нервы нашему вратарю Федору Бурдыкину, когда ему понадобилось, опередив центрфорварда Александра Бухарова, тут же возвращаться к воротам, чтобы блокировать удар-навес другого «зенитчика» (хорошо, что мяч не был пущен парашютом, а то голкипер мог бы и не достать его).
Из двух угловых гости тоже не извлекли никакой выгоды. С нашей стороны была подача в направлении рослого Сергея Сердюкова, но удар головой у «министра атаки» не получился.
Португальцу Луишу Нету первому понадобилась помощь доктора. И когда он вернулся в игру, я вздохнул облегченно (не надо травм) и родил нечаянный каламбур: «У Нету есть борода».
Партнеры попробовали вывести Аршавина один на один с вратарем — он упустил мяч за лицевую линию.
Ладо, он же Владимир Гогберашвили, пустил мяч над планкой чужих ворот, и ему поаплодировали за дерзость и красоту удара.
А вот потом, уже в середине тайма, питерцы получили лучший шанс за весь матч — и комбинация была на загляденье, и прострел вдоль ворот, и удар в касание игрока национальной сборной России Романа Широкова. Спас Бурдыкин, который, сама зоркость, мгновенно переместился в нужный угол ворот и отбил кожаное ядро в броске.
А чуть позже Ладо хитро пробросил мяч между ног Александра Анюкова (тоже еще совсем недавно надевавшего алую майку сборной), ворвался во вратарскую площадку и заставил соперника сфолить на себе. Пенальти! 20-летний вратарь Егор Бабурин угадал направление выстрела Михаила Канаева, но пущенный, как из катапульты, снаряд все равно вонзился в выбранный хавбеком угол ворот.
Андрей Аршавин и Аксель Витсель после матча — эмоции в комментарии не нуждаются
И сразу стало легче и веселее. «Тюмень», словно выпив одну на всех большую успокоительную таблетку, окончательно осмелела и поняла, что можно обыграть лидера российского чемпионата здесь и сейчас. Хозяева поля заиграли раскрепощенно. А вот гости, выбитые из колеи, грешили неточностями и подчас удивительным образом не понимали друг друга. Мой сосед в переполненной ложе прессы заметил: «Похоже, что без Халка, Данни и Александра Кержакова «Зенит» — совсем другая команда.»
Аршавин делает острый пас на Константина Зырянова, но многоопытный футболист элементарно не догоняет мяч. Фаворит «задергался», фаворит нервничает?
Болельщики «Зенита» (их было, на глазок, 300-350 человек, и заняли они крайний сектор трибун под электронным табло) взрывают первые петарды. Словно предупреждают свою команду о скрытой угрозе. А она становится явной: мяч воздушным шариком взлетает ввысь, а потом опускается прямо к ленточке ворот «Зенита». И Бабурин, стоя спиной к полю и соприкасаясь телом с «гренадером» Сердюковым, не отбивает мяч, а, пытаясь поймать его, роняет за драгоценную линию — гол-курьез, головная боль для вратаря на ближайшую и другие ночи!
И ведь как кстати для «Тюмени» — на 45-й минуте. «Шок в раздевалку», новый стресс для главного тренера Лучано Спаллетти и его команды.
И ВИТСЕЛЬ НЕ ПОМОГ
В перерыве на поле энергично разминался только один футболист питерского клуба — хорошо знакомый по телевизионным картинкам Аксель Витсель, футболист сборной Бельгии. Он и заменил Зырянова с первой минуты второго тайма.
Гости приступили к массированной осаде тюменских ворот, которая выглядела, впрочем, несколько суетливой и заторможенной. Бухаров никак не мог зацепиться за мяч, а Широков, несколько раз оказавшись в опасной близости от владений Бурдыкина, бил головой, как не самый лучший юниор из «Зенита-2» — поразительно неточно.
Наши защищались грамотно, и народ от души похлопал Сергею Голяткину, который в рискованной ситуации хладнокровно сбросил мяч грудью своему вратарю.
На стадионе тем временем запустили «волну», а фан-сектор «Зенита» откликнулся новыми хлопками петард и зажженными фаерами. (Наши фанаты, сиявшие обнаженными торсами за другими воротами, болели тоже неистово, но успешно обошлись без пиротехнических средств).
Аршавин перепробовал все средства, чтобы пронзить оборону, и сделал очередной навес справа — Бурдыкин выпрыгнул выше всех и отвел угрозу.
Вышедший на замену Марат Шайморданов близок к тому, чтобы сделать счет крупным — прорывается в штрафную площадку и бьет с нескольких метров. Бабурин на сей раз геройствует и выручает своих.
Пытаясь сохранить лицо, «Зенит» идет вперед всей командой, но удача точно на нашей стороне. Однажды мяч, прыгая зайцем по головам игроков, все-таки минует ворота «Тюмени». А в другом случае кто-то из защитников принимает на себя удар вместо вратаря. Гнемся да не ломимся!
Откровенно мучившийся «Зенит» так и не наиграл на ничью и возможность овертайма. Сразу после финального свистка футболисты Санкт-Петербурга быстро покинули поле.
Уже позже вратарь Егор Бабурин скажет, что берет вину за поражение на себя и предположит, что ему не удастся заснуть в эту ночь. А главный тренер Лучано Спаллетти поблагодарит Константина Галкина за предостережение (перед матчем наставник «Тюмени» публично говорил о возможности недонастроя титулованного соперника) и назовет себя — да-да! — «посредственным тренером».
Лучано Спаллетти.
Андрей Свинкин
… На сей раз никто на поле не выбегал, как год назад после кубкового матча с «Аланией», да полиция бы не позволила (подготовилась к этому событию как надо). Мы тоже покидали стадион «организованно и без паники», как чуть шутливо призывал судья-информатор. На экране табло показывали крупным планом невозмутимое лицо Константина Галкина, дающего экспресс-интервью телевидению -ни тени радости, сплошная сосредоточенность, как будто бы игра продолжается.
«Молодец Седой!» — проронил кто-то из шагавших рядом со мной. И немедленно вспомнилось, что все последние тренеры тюменской команды имели говорящие прозвища — «Светлый» (Сергей Никитин), «Темный» (Евгений Дурнев) и вот «Седой». Триумфатор этого вечера вместе со своей командой.
Будь я кинорежиссером, предложил бы Константину Северьяновичу главную роль разведчика в новой версии «Семнадцати мгновений весны». Хотя его спокойное лицо, не светившееся законной радостью, могло быть просто следствием усталости и выкипевших эмоций — трудная работа сделана, но расслабиться сразу не удастся. Просто для этого нужно немного времени.
Тюменский клуб встретится в одной восьмой финала с ФК «Томь», который в гостях одолел оренбургский «Газовик» — 1:0.
О дате нового матча мы сообщим позднее.
Продолжение следует! Мы продолжаем идти по великому кубковому пути, пусть и не выстланному шелком.
Игра. Статистика
30 октября. ФК «Тюмень» -«Зенит» (Санкт-Петербург) — 2:0 (2:0). 13 тысяч зрителей. Главный судья Владимир Сельдяков (Балашиха).
Голы забили: Канаев, 33, 11 м — 1:0; Бабурин, 45, автогол — 2:0.
Предупреждения: Теленков, 27, Сердюков, 61, Кулешов, 88, Морозов, 90+1 — Анюков, 31, Кришито, 44, Бухаров, 68.
Состав «Тюмени»: Бурдыкин, Павленко, Голяткин, Морозов, Кулешов, Канаев, Кленкин (Пименов, 79), Теленков (Андреев, 83), Гог-берашвили (Шайморданов, 79), Сердюков, Мамтов.
***
фото: Михаил Канаев забивает первый гол «Тюмени», реализуя пенальти;Михаил Канаев забивает первый гол «Тюмени», реализуя пенальти;Михаил Канаев забивает первый гол «Тюмени», реализуя пенальти