X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Памяти Вячеслава Врублевского

4 ноября исполняется 10 лет, как с нами нет Славы Врублевского.

Нет гениального джазового музыканта, который всегда удивлял зрителей своим нестандартным и глубоким пониманием джазовой стилистики исполняемых им произведений, оригинальной и удивительно мелодичной импровизацией, которая имеет свое название — спонтанная импровизация. Что же это такое?

Дело в том, что джаз невозможен и неинтересен без импровизаций. В музыке импровизация — высшая стадия мастерства, но только в джазе без нее просто нельзя творить. Нет импровизаций — нет джаза. Но как происходит этот процесс? Разумеется, должен быть определенный фарватер, каким в джазе являются мелодия и гармония, а также стилистика и ритмическая основа произведения. Но вот все остальное, сама мелодическая основа, причем каждый раз неповторимая, создается именно в процессе исполнения!

Это означает одновременную работу мозга, музыкальной мысли, пальцев рук и инструмента. Для непосвященных это непостижимо, но для джазовых музыкантов, каким и являлся Вячеслав, это обычная практика, для которой, разумеется, нужны и абсолютный слух, и безукоризненное владение инструментом, и блестящее знание гармонии, и многое-многое другое.

Вот фраза самого Врублевского, когда его спросили о том, как он импровизирует: «Приходится, например, много раз играть импровизацию в каком-нибудь американском стандарте. И вот, если из 100 (!) раз получится один (!) вариант, который понравился мне и слушателям, значит импровизация получилась!» Вот ответ джазового мыслителя! Ответ требовательного к себе музыканта! Такого я не слышал ни от кого! Напомню, что Слава стремился именно к мелодической или, как ее еще называют, линейной импровизации. Вот в этом и проявился весь Врублевский!

Я несколько лет играл с Врублевским в Крунингджазе, мы много времени занимались джазом у меня дома, играя любимые нами композиции Бенни Гудмена, Дюка Эллингтона и Ирвинга Берлина. Напомню, что Вячеслав играл на скрипичном альте и прекрасно владел фортепиано и клавишными инструментами. После Крунингджаза Вячеслав возглавил им же созданный ансамбль «Evergreen» (Вечнозеленые), где был одновременно и аранжировщиком. Мы довольно много вместе выступали на джазовых фестивалях в СССР, России и за рубежом, и всегда игра Врублевского доставляла зрителям и нам всем, его коллегам, огромное наслаждение.

Не побоюсь этого слова, но Слава был настоящим Творцом, равного которому я уже никогда в своей музыкальной жизни не встречу. По мнению автора, Вячеслав был и остается лучшим джазовым музыкантом Тюмени. Вечная тебе память, Слава!

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта