Ротор двигает завод
Айнагуль Байнуралина и Александр Южаков — из тех счастливых молодых рабочих, что нашли работу по специальности. Им даже не пришлось прощаться с родным университетом.
Она — специалист ОТК, он — оператор металлообрабатывающих центров. Оба работают на Экспериментальном заводе бурового оборудования, хозобществе ТюмГНГУ.
Хотя завод, начиненный уникальным оборудованием, создавался, в том числе, чтобы учащиеся могли оттачивать навыки обращения с техникой, а молодые ученые — выпускать пробные образцы своих разработок, на площадке совсем не чувствуется, что это учебный центр.
Пахнет металлической стружкой и смазкой. Гудят поршни в машине заливки резины. Рабочие Игорь Сафронов и Артем Брызгалов достают из сушильной камеры пресс-форму для обрезинивания статор а — цепляют краном 12-метровую трубу, перемещают ее к станку. В общем, работа кипит. И молодые специалисты уверены, что у предприятия большое будущее.
Для Айнагуль, которая год назад защитила диплом о производстве винтовых забойных двигателей, предприятие — как дом родной. Всю начинку сложных двигателей она знает назубок. Говорит, что самая сложная деталь — переводник кривой.
Александр учится в университете на инженера по металлообработке, рабочая специальность — способ набраться производственного опыта, тем более работу можно легко совмещать с учебой. Но главное — предприятие выпускает оборудование, которым занимаются лишь немногие заводы в России.
Директор завода Александр Ошибков объясняет, в чем сложность.
— Например, одна из составляющих двигателя — шпиндель. Он состоит из 22 деталей, но изготовить их можно на обычных токарных, фрезеровальных центрах -запустил программу, и станок сам все сделал. А вот с ротором все намного сложнее.
Александр перечисляет цепочку операций, чтобы превратить металлическую трубу в дорогущий, блестящий хромом агрегат.
— Приходит прокат — он не ровный, надо его отрихтовать. Затем выточить, отправить на дефектоскопию, провести термообработку. После нее заготовку вновь повело — опять рихтуем. Выводим высоту зубьев. Вновь рихтуем. Наконец, отправляем на хромирование и шлифовку.
При том, что длина изделия — больше десяти метров, необходимы станки соответствующих габаритов и возможностей.
— Наша задача — создать на заводе замкнутый цикл по производству двигателей, — говорит директор. — В России он есть только у трех компаний.
Сейчас предприятие отгружает первую партию из десяти двигателей. А с начала года, как заработал завод, изготовили более шестисот статоров — на них очень большой спрос, а оборудование — та самая машина для заливки резины — тоже есть лишь у нескольких заводов.
Мы застали настройку этой машины на заводе год назад, тогда приезжали мастера из Перми и Германии. Теперь машина загружена полностью, к слову, оператор Артем Брызгалов переехал в наш город из Перми, специально чтобы работать на станке.
В руководстве нефтегазового университета очень рады результатам, которые показывает завод. Планируют, что его доход в следующем году в несколько раз превысит текущий. Поэтому, когда мы прощаемся с коллективом предприятия и обещаем приехать вновь, они говорят, что будут работать здесь и через год, и через два — предприятию есть, куда расти. А начало положено.
***
фото: Александр Ошибков;Александр Южаков и Айнагуль Байнуралина.