X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Юрий Петелин: «Силы еще есть — я же борец!»

О нем хоть сейчас книгу пиши. Титулов и званий — множество, а биография -по-своему уникальна. Несмотря на свои годы (завтра, 26 октября, ему исполнится 75 лет), Юрий Петелин, дважды заслуженный тренер — РСФСР и СССР, на месте не сидит. Он глава дружной большой семьи. Рядом — жена Светлана, дочери Татьяна и Ольга, внуки.

СПОРТСМЕН? ПОЛУЧАЙ ОБЩЕЖИТИЕ!

Юрий Александрович, вы ведь давали, наверное, много интервью?

— Да, особенно в то время, когда тюменские борцы греко-римского стиля впервые в своей истории стали показывать хорошие результаты. Одно из первых у меня брал Владимир Танков, который сейчас работает в «Тюменском курьере».

Если не ошибаюсь, в 1973 году в Ленинграде на международных соревнованиях памяти Ивана Поддубного двое наших земляков встретились в финале. В итоге Юрий Григорьев выполнил норматив мастера спорта международного класса. На втором месте он оставил Владимира Чебоксарова. Вскоре Владимир выиграет медали чемпионата Советского Союза, станет лучшим в Европе и мире, возьмет серебро Олимпиады в Монреале…

А первый мой опыт общения с прессой, скорее всего, был лет за десять до этого. Тогда я в Тюмени занял второе место на зональных соревнованиях Спартакиады народов РСФСР, которые проходили на сцене старого драмтеатра. В финале получил травму — соперник попал подбородком в голову, нанеся рассечение. Кровищи было!

Родились вы в Тюмени?

— Не совсем — в совхозе Челюскинцев Казанского района. В Тюмень же приехал в 1955 году после семи классов. Поступил в машиностроительный техникум на только что открытое отделение литейного производства. Наверное, под влиянием кинофильмов тех лет о сталеварах. Там-то и начал заниматься борьбой. Как? Учились там, в основном, парни. На переменах дурачились — «возюкали» друг друга. А я же из деревни приехал, поэтому физически был крепеньким по сравнению с городскими.

Заметили меня, пригласили в борцовскую секцию. Поначалу отказывался. В итоге директор пообещал меня исключить, если не буду защищать спортивную честь техникума. Вот тогда с ходу выиграл первенство города в весе до 52 кг. А потом и первенство области.

За такие результаты мне дали жилье в общежитии техникума. До того снимал полати у одной бабушки на улице Ялуторовской. Требования у нее были просты: приходишь вечером, спишь, а утром — уходишь. Меня это устраивало: весь день учился, потом — библиотека, после занятий с друзьями немного гуляли по городу, заходили поесть в Дом крестьянина (красное здание у перекрестка улиц Ленина и Орджоникидзе рядом с ЦУМом — В.К.).

Наш город в те времена маленьким был?

— Конечно. Граница Тюмени проходила по железной дороге, которая шла вдоль улицы Северной. В районе нынешнего ЦУМа и железнодорожного вокзала — сплошные трущобы. На площади у нынешней областной Думы — колхозный рынок.

ДО ТОГО, КАК СТАТЬ ТРЕНЕРОМ, ЛЕЧИЛ АЛКОГОЛИКОВ

Стало быть, после техникума с борьбой не расстались, а только больше ею увлеклись?

— Немного поработал по специальности на заводе «Механик», а в 1959 году ушел в армию. Всех сибиряков тогда отправляли в Прибалтику. Попал в Клайпеду в школу сержантского состава. Оказалось, что начальник дивизии по физподготовке тоже был борцом. Сразу решил меня проверить: «Выиграешь у меня — будешь постоянно тренироваться». А он тяжелее — под 70 килограммов. Но победил я. И после обеда меня стали отпускать на тренировки.

Победил в первенстве города, был чемпионом Литвы, затем стал лучшим на первенстве военного округа — после чего меня перевели в Ригу в штатную спортивную команду Прибалтийского военного округа. Под конец службы (я уже мастером спорта был) уговаривали остаться — предлагали общежитие, специально предоставили отпуск, чтобы я поговорил со своей девушкой о переезде в Прибалтику. Приехал в Тюмень ненадолго, пришел на тренировку, и меня вдруг отправили в областной спорткомитет, который возглавлял Алексей Лазарев. Рассказал ему о том, что мне предлагают остаться в Прибалтике. Вместе пошли на беседу к мэру города Виталию Зайченко. Тот сказал — возвращайся домой, предоставим квартиру.

Долго меня не увольняли в запас. Но все же в 1962 году я вернулся в Тюмень. Дома-то всегда лучше… Хотели мне сначала предоставить квартиру возле Загородного сада, но там дом дал трещину. Тогда пообещали поселить на Одесской, где раньше находился магазин «Спорттовары». Тот район окраиной был. Грязь везде. Тут стало известно, что этот и соседний дома отдаются под общежитие мединститута. А Света моя ждала ребенка, я же трудился тренером в «Трудовых резервах». Вот тогда и сказали, что нужно поступать в мединститут, об учебе в котором я никогда не задумывался. Меня-то приглашали в Омский институт физкультуры.

Выбора, как понимаю, не было? Без квартиры, с беременной женой…

— Не хотел быть медиком, но все же поступил на лечебный факультет. И вполне серьезно учился. Параллельно занимался спортом, пусть уже и не так серьезно, как раньше — выиграл первенство медвузов России. В 1968 году окончил мединститут, и меня направили по распределению в УВД Тюменской области. А я не хотел переходить в милицейское ведомство. Какой из меня офицер, я же ростом — «метр с кепкой»! Но все же направили на работу именно туда.

В качестве кого?

— Так как специализация у меня была «Психиатрия и наркология», то трудился заведующим отделением лечебно-трудового профилактория на Бабарынке, где лечили алкоголиков. Но областное руководство меня попросило возглавить сборную региона по греко-римской борьбе.

В то время этот вид спорта был популярен в Тюмени?

— Результатов-то ведь высоких не было. Тогда большей популярностью в нашем городе пользовались футбол, бокс, лыжные гонки, конькобежный спорт.

Взявшись за дело, я поменял систему подготовки. Результаты пошли в гору. Тюменские борцы стали узнаваемы в стране, вышли на международный уровень. Мои ученики десять раз становились чемпионами РСФСР. После этого, конечно, престиж и популярность борьбы в городе и области намного выросли. Мы добились больших успехов. Как итог — я трижды входил в десятку лучших тренеров Советского Союза. То, что мне поручали — все выполнено.

Можете назвать своего самого любимого ученика?

— Ко всем ребятам я относился одинаково, был требовательным и жестким.

Наверное, были и те, кто не оправдал надежд?

— Например, Андрей Симанов должен был становиться чемпионом СССР. Я возлагал большие надежды на Сергея Воробьева, который сейчас работает тренером. На тренировках он творил чудеса, а вот в главных стартах «перегорал»… Ждал много и от другого нынешнего наставника — Раиса Закирова. Не полностью раскрыл свои возможности Николай Парфенов. Он трижды побеждал на Кубке СССР, а вот на чемпионате страны до золота так и не добрался. Очень обидно за них было. Но не каждый выдерживает такую психологическую нагрузку, которая есть в большом спорте.

Самая же моя большая обида на то, что не дали раскрыться Юрию Григорьеву. Невзлюбил его старший тренер сборной Союза Виктор Игуменов. Многократный чемпион мира в свое время никак не мог победить нашего Юру в контрольных встречах.

УШЕЛ В ЗНАК ПРОТЕСТА

Совсем недавно греко-римскую борьбу чуть не исключили из программы Олимпийских игр…

— Отнесся к этому как к глупости. Был удивлен. Как вообще можно сравнивать борьбу с каким-то сквошем? Даже не знаю, что это за спорт такой. Хорошо, что отстояли наш вид.

Перспективы греко-римской борьбы в Тюмени вы видите?

— Я отошел от нее. Знаю, что Рустам Тотров на последней Олимпиаде взял серебро. Но мне кажется, что его перехвалили.

Борьба вам стала не интересна?

— Тут другие причины. В лихие 90-е годы меня выкинули из спорта. Думаю, что незаслуженно. У меня же есть самолюбие, результаты сами за себя говорили. Считаю, что мог сделать для Тюменской области и города еще немало хорошего. И как организатор, и как тренер. Силы, знания и желание — есть!

После этого лет семь ни одной спортивной передачи не смотрел. Просто не мог. Ведь почти сорок лет отдал спорту.

Вы ведь и тюменским «Динамо» руководили?

— У нас тогда был хороший коллектив. Мы отремонтировали наш зал в центре Тюмени, обустроили загородную базу (жаль, что все это разрушили). Но — разошлись во взглядах с начальником областного УВД Вениамином Башариным. Он тогда загорелся идеей взять под наше крыло футбольную команду «Геолог». Я же не понимал, зачем нам нужно тратить на нее деньги. Их можно было вложить в те виды, которые у нас хорошо развивались — борьбу, дзюдо, лыжные гонки и биатлон.

В конце концов, в знак протеста я подал в отставку. Ушел из рядов УВД в звании подполковника.

И чем вы занимались после?

— Нужно было как-то выживать. Стал «челночить» — ездил за товаром в Польшу, Турцию, Финляндию, Грецию, Эмираты…

Знаю, что последние годы вы являетесь председателем гаражного кооператива.

— Да, недалеко от моего нынешнего дома на Первомайской — в «Дзержинце». Мне еще в 1972 году там гараж выдали. Теперь ветераны попросили помочь, а то все к развалу шло. За шесть лет навел порядок, восстановил документы. Сейчас помогаю людям оформлять гаражи в собственность.

Тюмень можно назвать спортивным городом?

— Конечно! Сейчас проводится множество соревнований серьезного уровня. Какие спортсооружения строятся! Растут и результаты во многих видах. Держит марку Леонид Гурьев со своими биатлонистками. Поднимаются сейчас у нас лыжные гонки. Стараются дзюдоисты, для которых созданы великолепные условия.

Кого вы видите почетным гражданином города Тюмени? Людей спорта в этом списке пока всего двое — Павел Иоанидис и Игорь Плотников.

— Серьезнейший вопрос! Тут навскидку и не ответишь. Это должен быть человек, имеющий огромный авторитет у горожан. Может быть, Леонид Гурьев? Его работа видна всем. За результаты, наверное, можно предложить и Владимира Чебоксарова. Он тоже на слуху у всех.

Какая мечта у вас осталась?

— Хочется еще принести пользу тюменскому спорту — например, поработать с детьми. Правда, не зовут. А сам я никогда не пойду. Человек я требовательный и принципиальный. Медицинское обследование недавно проходил — показатели у меня хорошие. Так что силы есть. Не запускаю себя — недавно вот в «Тараскуле» лечился. Скоро поеду в Карловы Вары на оздоровительные процедуры… Жизнь идет! И что бы ни говорили про нее -она прекрасна.

***
фото: Как молоды мы были. Сборная Тюменской области по греко-римской борьбе, которая тогда еще называлась классической, в конце 70-х годов (слева направо) — Анатолий Кочнев, Юрий Петелин, Владимир Барбаков и Иван Тедишвили.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта