Маршрутка: доехать любой ценой
— А вы сами попробуйте их оттуда выгнать, — предлагает мне водитель маршрутного такси N 70 Алексей. — Не драться же с ними!
Это он о пассажирах, которые набились в тесный салон маршрутки и сейчас — кто зло, а кто просто расстроено (опаздывают же!) — смотрят на нас, но выходить — не выходят.
— А им что? Штраф-то все равно не они будут платить, — продолжает ворчать Алексей, пританцовывая от холода у полицейского экипажа и посматривая на часы:
— Сейчас еще минут пять, и выходить начнут…
Так и получилось. Этот сценарий давно знают наизусть и водители маршруток, и сотрудники ГИБДД, и сами пассажиры. Оформление административного протокола может затянуться минут на десять. Пассажиры подождут-подождут, да и начнут расходиться, не преминув при этом смерить уничтожающими взглядами водителя и инспектора.
И я их настроение понимаю — только что сама торчала в длинной пробке на улице Гнаровской, потом на Мельникайте… Опаздывала на репортаж и готова была метать гром и молнии во все стороны. Предложи мне кто-нибудь в этот момент полететь к месту, где мне надо было быть полчаса назад, на метле — без раздумий согласилась бы! Чего уж говорить о переполненной маршрутке — понятно, что горожане, отчаявшись дождаться другую такую же, будут втискиваться в салон до упора. Лишь бы доехать куда надо.
Но есть правила и технические документы, согласно которым инспекторы штрафуют водителей автобусов малой вместимости (так еще называют маршрутки) за «перегруз».
— Например, в пассажирской «газели» в принципе не предусмотрены стоячие места, — говорит начальник отдела технадзора ГИБДД Денис Чикишев. — В микроавтобусах других марок такие места есть, но в ограниченном количестве. Например, в «фиате» могут ехать стоя восемь человек, а заходят по шестнадцать. Представьте, какая давка начнется, если случится авария!
У водителей маршруток своя точка зрения. Алексей говорит, что в часы пик у него всегда такая сверхнагрузка, потому что из-за пробок сбиваются графики, людей на остановках прибывает, приходится сажать всех, кто влезет.
— Нет, я, конечно, предупреждаю их, что, мол, нельзя, — говорит Алексей. — Но сами понимаете — кто меня будет слушать. А если я проеду мимо остановки -чтобы не брать лишних пассажиров, — то об этом сразу станет известно в «Тюменьгортрансе». Оттуда позвонят перевозчику, а перевозчик оштрафует меня. В общем, кругом одни штрафы.
А увеличивать количество машин на одном маршруте нет смысла, добавляет Алексей. Потому что повышенный спрос на общественный транспорт наблюдается только утром и вечером, а днем маршрутки ездят практически пустые.
И что мы имеем? Опаздывающих пассажиров жалко; водителей маршруток, страдающих от пробок и трещащих по швам графиков, — тоже; при этом прибавлять количество машин на маршрутах -нерентабельно. Беспросветность какая-то.
Денис Чикишев предложил выкопать метро — но это так, в качестве несбыточной мечты. А серьезно сказал:
— Слова водителей маршруток, что они и рады бы, чтобы к ним в салон не набивались люди, но ничего с этим поделать не могут, не всегда соответствуют истине. К нам часто поступают жалобы от горожан, которые рассказывают, что водители маршруток разворачивают между собой настоящую бойню за пассажиров. Один посадит к себе по максимуму людей, а другой следом пустой едет. Нагоняет своего конкурента, начинает скандалить, а граждане все это вынуждены слушать. Так что, чего бы там ни говорили, водители заинтересованы в том, чтобы забрать с остановки как можно больше людей. Это их прибыль.
О погоне за прибылью говорит и Алексей Шукшин, директор автотранспортного предприятия «Автомобилист», который знает ситуацию изнутри.
— Некоторые предприниматели, действительно, идут на хитрость, чтобы побольше заработать, -рассказывает он. — Например, создают искусственный ажиотаж. Притормаживают свои маршруты таким образом, что машина делает за положенное время не два круга, а, скажем, один. Бензина тратится меньше, а пассажирам деваться некуда — все равно ждут.
И на такие уловки предприниматели идут даже под риском впасть в немилость Госавтоинспекции (« перегруз» при таком режиме работы неизбежен) и «Тюменьгортранса» — за нарушение графика там по голове не погладят.
— Но вопрос о таких нарушителях — отдельный, — продолжает Шукшин. — А есть и общая проблема: пробки, из-за которых рушится график. Обостряется дорожная ситуация, потому что водители общественного транспорта пытаются нагнать этот график, нарушая ПДД. Переполненные маршрутки — это тоже результат несоответствия графика реальным дорожным условиям.
По мнению Алексея Шукшина, решается проблема просто: надо в часы пик сокращать разрыв между маршрутками — пусть ходят каждые две-три минуты, а в течение дня разрыв сделать больше, чтобы не гонять машины.
— Только подойти к этому надо с умом, учесть особенности движения каждого маршрута, пассажиропоток, — говорит Шукшин. -Но этого пока никто не делает. И всем приходится платить штрафы за несоответствие существующим графиком, за перегруз.
… Денис Чикишев отдает протокол водителю Алексею. Тот сетует, что за это время пассажиры разбежались, не заплатив. Однако наверняка уже на следующей остановке он наверстает упущенное. Начало дня — все спешат на работу, которая находится где угодно, только не рядом с домом.
Работа в шаговой доступности — тоже одно из решений, кажется, неразрешимого транспортного вопроса. Но оно для Тюмени пока так же призрачно, как и метрополитен.
Остается надеяться на специалистов «Тюменьгортранса», которые пообещали в ближайшее время прокомментировать ситуацию и рассказать о планах на будущее. Может, не все так безысходно, как представляется?
***
фото: «Автобусы малой вместимости? Нет, не слышали о таком… »