X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Река покорится молодым

На практическом занятии преподаватель колледжа водного транспорта Денис Оленников кричит кадетам, что дрейфуют в лодке по Туре. Кричит так, что закладывает уши.

… — Громкий голос — одно из качеств, что вырабатывается за годы работы на реке, — говорит Денис Владимирович. — Когда судна встречаются и капитаны приветствуют друг друга, по одному только тембру можно определить комплекцию человека; по спокойной интонации — много ли плавал капитан…

Но в этот день над рекой, в основном, слышны приглушенные смешки и короткие возгласы, кажется, только сломавшихся, почти подростковых голосов: у шести 17-летних второкурсников — практика по установке бонового заграждения. На судне, что построили специально для учебных целей.

— Зря ты их отпустил — уплывут сейчас куда-нибудь, — с улыбкой говорит Оленникову Юрий Емеленко, руководитель ресурсного центра колледжа, смотря на качающуюся в волнах лодку и парней в ней — ярко-желтое пятно на фоне серой воды. Денис Владимирович возвращает кадетов — практика начнется с минуты на минуту.

Учащимся предстоит выставить боновое заграждение от воображаемого разлива нефти вокруг кормовой части теплохода. Одна команда на моторке с якорем встанет чуть поодаль, вторая прицепит бон к корпусу судна.

Кадеты возвращаются, и можно разглядеть их лица. Они много улыбаются, у них сбитые набок шапки и каски. Но как лихо они перемахивают ограждение, крепят швартовые, чуть ли не бегают по палубе!

Максим Медведев с гордостью говорит, что будет первым в семье, кто свяжет свою жизнь с рекой. О колледже и профессии судоводителя он узнал от знакомых, и ему здесь очень нравится.

Катя Христозова

— Тем более сейчас, когда у нас началась практика, — говорит Максим. — Жду не дождусь, что весной мы отправимся на полгода в настоящую навигацию!

Виталий Иордан рассказывает, что на первом курсе они изучали школьную программу, было введение в специальность, учили специальные термины речников -фальшборт, кранцы, швартовые. Не все еще знают: капитан скажет что-нибудь найти — и не всегда понятно что. Но зато на таких практических занятиях удается все пощупать руками. И с каждой практикой выполнять задания получается лучше…

Остальные учащиеся уже спустились в лодку. Ждут преподавателя Оленникова, поторапливают его: «Денис Владимирович, хватит давать интервью!» А он рассказывает, что судно, на котором мы стоим, — уникальный учебно-тренировочный комплекс, один из трех в России.

Для отработки спасательных операций здесь есть комплекты защитных костюмов, шлюпки, разнообразное противопожарное оборудование. В моторном отсеке расположены действующие дизели -чтобы механики могли изучить технику вживую. Достраивается радиорубка. В трюме обустроят камеру объемного пожара и бассейн, где надо будет «ликвидировать» пробоину. Благодаря практике на теплоходе учащиеся смогут выйти в плавание — в профессиональную жизнь — более подготовленными.

— Конечно, сейчас им все интересно, все красиво, — говорит Денис Владимирович. — Но только в навигации они почувствуют, чем пахнет флот. Там им предстоит выполнять функции матросов — швартовка, отдача и подъем якоря, управление судном на прямолинейных участках… С апреля по октябрь-ноябрь они смогут дойти до Обской губы, выйти в Карское море. И мы надеемся, что знания, которые они получат здесь, им очень помогут.

Катя Христозова

Колледж водного транспорта приобрел в 2007 году бывший немецкий сухогруз благодаря победе в нацпроекте «Образование». Тогда же началась перестройка судна. И вот, с началом нового учебного 2013-го года приступили к первым практическим занятиям.

Денис Оленников прыгает в лодку, перед отплытием коротко инструктирует кадетов: отдать швартовые, прежде чем грести — оттолкнуться от борта, иначе можно сломать весла, а лодка уйдет по течению… Он только в этом году начал преподавать. Прежде у него было 15 навигаций — работал в Обь-Иртышском и Енисейском пароходствах. В «Подводречстрое» участвовал в обследовании и подъеме затонувших судов… Короче, все, чему он учит парней, Денис знает из опыта — впитал эти знания «с потом и с кровью».

Шлюпки отходят от теплохода, и за выполнением задания мы наблюдаем с капитаном Павлом Переладовым из радиорубки. Здесь сухо и тепло — не то что на воде.

— Работа эта не столь трудная, сколько неприятная, — комментирует капитан Переладов, глядя, как команда учащихся цепляет оранжевый бон к лодке и тащит его к другому борту. — Если б и нефть была, упачкались бы все. Но они ничего — прилежно все делают, относятся к заданию ответственно.

Главное, считает Переладов, у кадетов есть желание научиться — пусть с шутками-прибаутками, но они проникаются речным делом. А если нет желания — никакой романтикой их сюда не заманишь.

Пока продолжается строительство судна, капитан находится на теплоходе с 8-ми до пяти часов, вахт нет. А строительных работ на теплоходе еще много. В радиорубке, например, переборки не обшиты, кое-где свисают провода — еще предстоит установить навигационное оборудование. Палубу покроют мастикой. В трюме продолжаются сварные работы — трудятся корабелы «Экспериментальной судоверфи» (эта компания взялась за переобустройство бывшего сухогруза, в ней же проходят практику будущие судостроители — Д.З.)

— Вообще, оснащение у теплохода — богатое! — продолжает Переладов. — Если после такой учебы кадет попадет в хорошую команду, то и расти сможет, займет высокую должность.

Катя Христозова

На вопрос, быстро ли справляются кадеты с заданием, капитан машет рукой — им сейчас важнее получить навык, представление о работе — а скорость придет со временем.

… Минут тридцать учащиеся были на воде. В конце, когда обе команды сняли защитные костюмы и пошли в аудиторию (здесь же на теплоходе), Денис Оленников решает показать нам термокостюм. Такими должны быть оборудованы все речные суда, в костюме член команды сможет провести в воде до шести часов и даже не почувствовать холода.

Антон Соколов вытряхивает из мешка надутый ярко-оранжевый комбинезон. «Лежа, мне кажется, удобнее будет надевать…» -вслух размышляет он. Но Оленников командует: «Давай быстрее, Соколов! Судно тонет!» И вот молодой кадет упакован с головы до пят — точь-в-точь Кенни из мультфильма «Южный парк». Схожесть усиливается, когда Антон сквозь защитную маску начинает проситься в воду — опробовать костюм…

Нынешние кадеты — конечно, не герои американского мультфильма про школьников. И все-таки, они еще очень молоды. Задача преподавателей колледжа — превратить ребят в настоящих речников. А новое судно будет им только в помощь.

***
фото: Второкурсники готовы к заданию;Денис Оленников;Павел Переладов;Антон Соколов.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта