Долгая дорога дорожника Болштянского
— Очень хочется рассказать о своем учителе Марке Павловиче Болштянском, — позвонил в редакцию «ТК» Борис Елькин, доцент института транспорта ТюмГНГУ. -Он бы и сам вам много интересного рассказал, но находится сейчас на лечении в Израиле. Возраст, сами понимаете.
Однако, несмотря на возраст, доктор технических наук Марк Болштянский продолжает будоражить дорожную отрасль новыми, можно сказать, революционными идеями. Он часто повторяет: «в мире происходят глобальные изменения, и чтобы успевать за ними, нужны технические революции во всех областях техники, в том числе и в дорожном секторе».
… В 1954-м году Марк Павлович Болштянский с красным дипломом окончил Сибирский автомобильно-дорожный институт в Омске. Все прочили ему успешное поступление в аспирантуру, но при распределении он попросился на. Колыму. И три года работал прорабом.
А аспирантура была позже — в Новосибирском академгородке, где Марк Болштянский поразил всех корифеев дорожной науки нестандартным подходом к сравнению свойств различных дорожных материалов. Диссертация, посвященная этой теме, стала первой научной революцией в практике ученого-производственника. Однако на достигнутом он не остановился.
В 1966 году Марка Павловича пригласили в Тюмень, в новый индустриальный институт, где он организовал кафедру автомобильных дорог.
Кафедра включилась в решение транспортных проблем заболоченной на 50-60% территории. Марк Павлович предложил применять торф в качестве материала насыпей нефтепромысловых дорог на болотах, что позволило кратно снизить затраты при строительстве. Чем не революция в научном и производственном мире?
Но и это еще не все. Марка Болштянского, который официально уже числится пенсионером, и сейчас можно увидеть на тюменских дорогах в ярком дорожном жилете и с измерительным прибором в руках. Легендарный дорожник продолжает работать над своим проектом «Периодическое смещение полос наката» (ПСПН), который запатентовал еще в конце 1990-х годов. Для реализации проекта ученый разработал программу «Разметка дорог XXI века». И это, я считаю, третья техническая революция в его карьере. Она знаменует новую парадигму эксплуатации дорог, основанную на более полном учете взаимодействия автомобиля и дороги.
В 2003 году в рамках исследований, поддержанных управлением автомобильных дорог области, был построен первый опытный участок, испытания и исследования которого в течение шести лет доказали правильность нового способа эксплуатации.
К сожалению, государство пока не имеет механизмов, побуждающих производство активно внедрять достижения науки. Но все же, в прошлом году при поддержке областного управления автомобильных дорог и городского департамента дорожной инфраструктуры и транспорта, началось практическое внедрение проекта ПСПН на дорогах Тюменской области и областного центра.
На 750 км дорог области разметка была смещена на 10 сантиметров — таким образом, чтобы автомобили не продолжали накатывать уже намечающуюся колею, а двигались по ровному участку асфальта. Расчетный экономический эффект от такого смещения — сотни млн рублей!
В Тюмени разметка была смещена на нескольких участках улицы 50 лет ВЛКСМ и Товарного шоссе. Если ежегодно обновлять ее, согласно технологии, предложенной Болштянским, то это позволит включить в работу больше материала дорожной одежды, тем самым продляя срок ее службы. Что кратно снизит эксплуатационные затраты на дороги, освобождая средства дорожных фондов для иных нужд.
***
фото: Марк Болштянский (в центре) с учениками разных лет.