Четыре года за школьной аортой
Здание Спасской церковноприходской школы. Дата постройки — 1898 год.
Если сегодня наличие у человека высшего образования — это одно из главных условий существования, то в конце XIX века таким условием стала грамотность. Проще говоря, умение читать, писать и считать.
Речь, разумеется, о крестьянском и мещанском сословиях (в наши дни их назовут, наверное, средним классом), потому что купечество к тому времени давно получало образование. Причем образование было обязательным и для женщин. Это было общероссийской тенденцией: в конце XIX века во всей стране возникло невиданное дотоле явление — стихийная тяга крестьян к образованию. Обучать их грамоте было возможно только в школах, существовавших при храмах.
Первые церковно-приходские школы появились в наших краях в конце XVIII века, государственные — в 60-х годах XIX века. Попасть на учебу в другие учреждения было тяжело из-за большого числа желающих. Хотя комиссия министерства образования Российской Империи в 1897 году отмечала, что число ученических мест в разных школах Тобольской губернии больше, чем во многих других губерниях России, тем не менее, мест не хватало.
Обычно крестьянских ребятишек (они поступали на учебу, как правило, с восьми лет) учили раздельно: мальчиков в одних школах, девочек — в других. Однако школа при Спасской церкви, о которой идет речь, впервые в Тюмени сделала классы смешанными. И оказалось, что так тоже вполне можно обучать детей чтению, счету и прикладным наукам. Можно сказать, что церковно-приходская школа Спасской церкви открыла новую страницу в истории тюменской системы образования.
Инициатором ее строительства стал в 1898 году купец Гаврила Тимофеевич Молодых. Кстати, об этом человеке напоминают и некоторые другие дома, сохранившиеся в городе. Одно из самых известных — N 18 на улице Первомайской. Это типичный образец каменной городской застройки второй половины XIX века (расположенное некогда на углу квартала, обращенного к Ярмарочной площади, а теперь — на пересечении двух важных улиц, оно занимает значительное место в формировании городского центра).
Для школы купец Молодых выбрал проект небольшого кирпичного одноэтажного на полуподвале здания, которое поставили с северо-западной стороны Спасской церкви. Архитектура памятника решена в эклектическом стиле, разработку имеет лишь главный фасад, обращенный к улице. Симметрия его композиции подчеркнута центральным ризалитом парадного входа и высоким аттиком с угловыми тумбами и криволинейным завершением. Стройные окна, соединенные подоконной тягой, вверху выделены рельефными перемычками с замками, а внизу — неглубокими нишами. Здание венчает широкий карниз из многослойных городков. Со стороны двора к дому примыкают каменные сени.
Чтобы возвести пристрой к храму, необходимо было получить на это разрешение в столице. Впрочем, это правило не остановило одного из главных меценатов Андрея Текутьева (который, кстати, через год станет городским головой). Он дал разрешение на строительство. Все же купцы в то время были настоящими хозяевами Тюмени.
Учеба в церковно-приходской школе при Спасской церкви длилась всего четыре года. Считалось, что этого времени достаточно, чтобы дети овладели азами науки и были готовы к почти взрослой жизни. Большинство родителей, дав своим детям начальное образование, отправляли их работать. Продолжали обучение девочки и мальчики значительно реже. В Тюмени они, как правило, поступали в Александровское реальное училище. Конечно, те дети, родители которых считались крестьянами зажиточными.
Еще реже выпускники школы продолжали церковное образование. Например, именно приходскую школу Спасской церкви с отличием окончил протоиерей Александр Сычугов — выходец из мещанской семьи, впоследствии занимавший должность благочинного Тюмени. Однако свой путь мальчик смог избрать, скорее, потому, что его отец Андрей Сычугов был старостой Спасской церкви, а также владел мастерской по ремонту музыкальных инструментов. Впоследствии отец записался в купцы третьей гильдии, а на базаре имел лавочку, где продавали домры, балалайки, гармони. То есть, сделал все, чтобы сын мог посвятить себя учебе. Крестьянские дети, как уже было сказано, не могли позволить себе продолжительное обучение.
Тем не менее, первоначальный этап проходили многие: в 1894 году из 3700 детей школьного возраста в Тюмени учился в начальных церковно-приходских школах и школах грамоты 681 человек. Не так уж мало. И это было только начало.
В работе над очерком использованы материалы издания «Аннотированный перечень объектов культурного наследия (ОКН) Тюмени», документы архива инспекции по охране и использованию памятников истории и культуры.
***
фото: