X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Эксперимент на четыре голоса

Ансамбли саксофонистов? Таких музыкальных коллективов в мире немного. Тем интересней было познакомиться с творчеством «Амстел-квартета», который приехал в Тюмень в рамках культурной программы года Нидерландов в России.

При слове «саксофон» у большинства сразу возникают джазовые ассоциации. Этот тростевой духовой инструмент хоть и задуман был как духовой и дебютировал в середине XIX века в Париже в составе оперного оркестра, но уже через пару десятилетий, с наступлением эпохи джаза и свинга, стал чуть ли не визитной карточкой джазовых композиций.

Изобретатель музыкальных инструментов Адольф Сакс придумал восемь разновидностей саксофона, на концерте «Амстел-квартета» тюменцы услышали четыре из них. Солист группы Ремо Жак играл на сопрано-саксофоне, Оливер Слипен — на альт-саксе, инструмент Баса Апсвуда отвечал за высокий диапазон (несмотря на имя музыканта), Тисс Меллема играл на баритон-саксофоне.

Музыканты выступают вместе уже 16 лет. Они встретились во время турне Нидерландского молодежного оркестра и решили основать квартет, в котором могли бы экспериментировать и исполнять вчетвером даже самую сложную симфоническую и оркестровую музыку, которая никогда в такой интерпретации не звучала.

Новаторство музыкантов, как ни странно, не отвергли в консервативном музыкальном мире. Наоборот, квартет неоднократно становился победителем многочисленных международных конкурсов, его приглашали выступать в самых престижных концертных залах.

В Россию они впервые приехали в 2006 году — на Международный фестиваль имени Андрея Сахарова в Нижнем Новгороде. Тогда они выступали и с местным оркестром, и с сольной программой. Наша публика гурманов нидерландской музыки удивила чуткостью восприятия и музыкальной подкованностью, готовностью воспринимать сложные произведения классического репертуара и их новаторские трактовки.

Удивлять тюменских слушателей музыканты начали с первых же композиций. В произведении современного французского композитора, профессора Парижской консерватории Жана Ривье, автора более 200 произведений для хора и оркестра, каждый из четырех саксофонов показал свои голосовые возможности. Они звучали то задумчиво, протяжно и одиноко — как утренняя песнь пастуха на альпийских лугах. То живо, дружно и оптимистично.

Каждая из мелодий, подготовленных музыкантами для тюменской публики, была со своим секретом. Кто бы мог подумать, что саксофон может звучать и как орган, и как струнный ансамбль, и как симфонический оркестр. Ему по силам и поп, и фолк-музыка, и музыка, написанная для хоралов, и произведения в стиле минимализма.

Музыканты решили поспорить даже со своим учителем, который утверждал, что возможности саксофона почти безграничны и только музыка одного композитора ему неподвластна — Вольфганга Амадея Моцарта. «Амстел-квартет» представил собственную аранжировку одного из самых известных произведений Моцарта — «Адажио и фуга». По мнению музыкантов, самому Вольфгангу Амадею, любителю всего эксцентрического, такая интерпретация наверняка бы понравилась. Конечно, мнения австрийского композитора уже не узнать, но тюменской публике музыкальный эксперимент пришелся явно по вкусу.

***
фото: В начале второго отделения концерта музыканты еще раз удивили тюменскую публику, они начали выступление не на сцене, а прямо в зале, дав возможность слушателям ощутить объемность звуков каждого из инструментов (солирует тенор и бас-саксафон).

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта