X

  • 26 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 131
  • 5630

Молодым везде у нос дорога?

На церемонии открытия выставки «Урал XI» в музее изобразительных искусств Дмитрий Сурин, председатель челябинского отделения Союза художников России, рассказал интересую вещь.

Оказывается, в Челябинске молодым художникам сотрудничать с Союзом значительно проще, чем во многих других городах. В частности, в Тюмени.

— Мы всегда идем им навстречу, — сказал Сурин. — Вот, например, в прошлом году, когда выставка «Урал» проходила в нашем городе, молодым живописцам выделили на ней отдельное место -хотя они еще даже не являются членами Союза. А многие еще не называются профессионалами.

Тюменским же молодым, а тем более непрофессиональным художникам такое и не снилось. Известно, что тюменское отделение молодежь принимает в свои ряды не слишком охотно. Сегодня из 98 членов Союза (это в Тюменской области) едва ли наберется десяток живописцев, которым еще не исполнилось тридцати пяти. Если не ошибаюсь, то непосредственно молодых тюменцев в Союзе только трое. И ни одно их полотно на выставку «Урал XI» не попало.

Катя Христозова

Судя по всему, такова общероссийская тенденция. Андрей Ковальчук, председатель Союза художников России, на той же церемонии открытия выставки объяснил, что Россия остается мировым лидером в плане академического, классического искусства. Отсюда и политика Союза художников, филиалы которого сегодня находятся почти во всех крупных и средних городах страны: «чтобы стать членом Союза, необходимо до него дорасти — мастерски, духовно, сюжетно».

Ковальчук считает, что это правильная позиция. Ничего, что на больших официальных выставках Союза не увидишь авангарда или каких-то иных форм современного (его еще называют актуальным) искусства. Зато есть добротная, качественная русская живопись.

— А молодежи, занимающейся иными видами искусства, остаются всевозможные галереи, которые охотно берутся показывать эксперименты, — считает Андрей Николаевич. — То есть, у них имеется собственная ниша и даже некоторая финансовая поддержка со стороны бизнесменов, заинтересованных в искусстве.

Правда, говоря так, Ковальчук имеет в виду Москву или Санкт-Петербург. Или даже Екатеринбург, где тоже существует галерея, готовая показывать то, что не считается фундаментальной классикой живописи. В Тюмени дело обстоит, к сожалению, иначе. Александр Новик, председатель тюменского областного отделения Союза художников России, прямо утверждает, что галерей в нашем городе нет. Из этого можно сделать вывод, что существующие галереи (они все-таки есть, мы их сами видели в городе) просто не соответствуют своем у названию. По крайней мере, маститые художники в голос заявляют, что свои картины туда не понесут: выставлять их среди лубочного карамельного псевдоискусства — не комильфо.

Катя Христозова

Молодежь, конечно, в основном не так уж привередлива, она приносит свои работы и в галереи, и устраивает выставки на улице, и вообще согласна на всякого рода эксперименты. Только без поддержки (финансовой и организаторской) не так уж часто удается устроить хороший художественный бум.

Катя Христозова

«Урал XI» — как раз тот самый бум, который самим своим существованием может заставить прийти в музей людей, которые обычно туда не ходят. Потому что здесь, в залах, действительно собрано все самое лучшее. Посмотрев на картины, можно стать коллекционером (если заработок позволяет). Можно связаться напрямую с художником, познакомиться, сделать заказ. Можно просто влюбиться в живопись, графику, керамику…

Но профессиональные молодые живописцы, что пытались пройти отбор на выставку, не прошли его. Как уже было сказано, выставком во главе с народным художником РФ, заслуженным деятелем искусств РФ Николаем Ивановичем Боровским при отборе ориентировался на то, чем сильна Россия -на академическое искусство. Вероятно, в этом смысле молодые живописцы попросту не дотянули до необходимого уровня. Хотя, смею предположить, их работы и привнесли бы в экспозицию «Урал» ветерок новизны. И, кроме того, можно было бы судить о том, в каком направлении развивается молодое искусство Тюмени. Не случилось.

По словам ответственного хранителя выставки Татьяны Сергейчук, больше повезло молодым мастерам-керамистам — их на выставку «Урал XI» взяли. Может, не во всем представленном изначально объеме и разнообразии, ведь и так пришлось разместить на трех этажах музея изобразительных искусств поле полутора тысяч экспонатов, но все же. В остальном же, «Урал XI» не слишком отличается по наполнению — жанровому, сюжетному, профессиональному — от выставки «Урал X».

Катя Христозова

— Академическое искусство меняется очень медленно, — считает Ковальчук. — Например, резких отличий между выставками «Урал X», что пять лет назад состоялась в Челябинске, и нынешней «Урал XI» в Тюмени, нет. Это нормально, если в стране не произошло сильного социального всплеска, как, например, в 1917-м году. Художники пишут то, что им самим интересно.

… Мы увидели монолитную высокопрофессиональную половину того, что создают художники Сибири и Урала. На другую — еще не сформировавшуюся, но от этого не менее интересную, — пойдем, видимо, смотреть, в наши немногочисленные галереи, кафе и… где еще найдет приют наше молодое искусство?

***
фото: На выставке можно увидеть лучшие экспонаты;Работы молодежи в музеях мы пока не увидим.;Работы молодежи в музеях мы пока не увидим.;Работы молодежи в музеях мы пока не увидим.;Работы молодежи в музеях мы пока не увидим.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта