X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Легко, смешно и про женитьбу

Признаться, было стойкое ощущение, что я попала на премьеру спектакля «Revizor», которую пропустила в 2003 году.

Тот же Гоголь с его потрясающе смешными, злободневными и одновременно трогательными пьесами. Тот же театр драмы. Тот же почерк художника Алексея Паненкова. И тот же Сергей Скобелев в одной из второстепенных, но ярких ролей.

Хотя… нет. Пьеса другая — «Женитьба». Театр драмы другой, новый, с современной сценой, со своими особенностями акустики. Почерк — Паненкова, но с другим наклоном. Сергей Скобелев — да, есть, но роль у него тоже иная. На сцене все больше лица незнакомые, и от этого складывается чувство, будто «Женитьба» — спектакль гастрольный, сливки, привезенные из другого города. Жирные такие сливки, потому что, как и в случае с «Revizorом», публика хохочет от начала до финала, и наверняка придет в театр снова.

Еще до премьеры меня интересовало несколько вопросов. Что такого увидело руководство театра в новой актрисе Ольге Тверитиной, что побудило дать девушке главную женскую роль в первой же премьере сезона? Как по-новому режиссер Павел Южаков подаст одну из самых известных пьес Николая Гоголя, которую сотни раз ставили на сценах разных городов и стран? Покажется ли Гоголь в постановке Южакова таким же захватывающим и по-карнавальному ярким, как Гоголь в постановке Александра Горбаня?

Задавать вопросы — значит, предполагать ответы. Хотя бы ожидать, какими они будут. В случае с «Женитьбой» ответы оказались во многом неожиданными.

Удивительно, как гармонично художник Паненков, а вслед за ним и вся постановочная труппа, обжили пространство сцены. Весь набор декораций работает на зрителя. Открываются и закрываются потайные дверцы — что-то там, за ними?

А за ними грустная, в общем-то, история о том, что девушке пора замуж, а мужчине пора жениться. Не хочется, а именно пора. И когда подходит «этот возраст», уже не про любовь речь, не про симпатию, даже не про выгоду какую-то, а про общественное мнение. Пора! Так окружающие говорят и нелепому толстячку-холостяку Подколесину (актер Константин Антипин), и купеческой дочери Агафье Тихоновне (актриса Ольга Тверитина). И бегают свахи (актеры Кристина Тихонова и Сергей Скобелев), предлагают невесте женихов, как заправские коммивояжеры — не считаясь с интересами сторон, а только стараясь сбагрить лежалый товар.

Катя Христозова

История грустная, но подана блестяще смешно. Ну, во-первых, Гоголь есть Гоголь, его, как кусок масла по хлебу не размажешь. Текст шедеврален, осталось обыграть его, обставить, озвучить. Во-вторых, Южаков и труппа, кажется, получили несказанное удовольствие от работы. Иначе бы мы, зрители, не получили удовольствия от результата. А так, только и наслаждаешься удачно осовремененными персонажами, режиссерскими отсылками к другим текстам Гоголя, крохотными детальками общего узора.

Ольга Тверитина неожиданно оказалась очень хулиганистой Агафьей Тихоновной. Девица на выданье зачастую ведет себя, как подросток: очаровательна, чуть грубовата, непосредственна. И, как каждая девушка, хочет любви. Но не такой — с пересчетом приданого, псевдолюбви. А настоящей, романтической. Потому, наверное, неуклюжее, даже детское, но милое общение с Подколесиным видится ей той самой любовью.

Блистателен «выводок» женихов, эта галерея смешных и нелепых образов, придуманных Гоголем и воплощенных Павлом Южаковым. Актер Александр Кудрин хорош в роли Балтазара Балтазаровича. В коротких, как у Шурика, брюках, долговязый и несуразный холостяк, уверенный в собственной привлекательности, он не раз вызовет хохот публики. Как, впрочем, и отставной пехотинец Анучкин (актер Сергей Калинин) — юноша с кукольными губками и усиками, вечно находящийся в поисках туалета. И так далее.

Вообще, описывать мельчайшие детали, из которых складывается юмористический калейдоскоп «Женитьбы» — дело неблагодарное. Надо пойти, посмотреть и составить собственное мнение. Тогда и станет понятно, что в спектакле смешного, а что, за всем хохотом, грустного. Бесспорно, пожалуй, только одно: труппе тюменского драматического театра карнавальные, смешные, легкие, как пушинка, спектакли по-прежнему удаются на славу.

***
фото: Невеста Агафья Тихоновна (актриса Ольга Тверитина) в окружении горничных;Ирина Тутулова в роли тетки Арины.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта