Цены растут… на законных основаниях
Помнится, на заре становления в стране рыночных отношений нас уверяли, что конкуренция приведет к снижению цен на товары.
Но вот парадокс: в Тюменской области торговых площадей на душу населения больше, чем в Москве, соответственно, и конкуренция приличная. А за одеждой, мебелью и даже автомобилями многие тюменцы предпочитают ездить в Екатеринбург. Та же история с бензином: в нефтедобывающем регионе цены на автомобильное топливо — одни из самых высоких в мире. А слетать в Турцию на пару недель по путевке «все включено» дешевле, чем просто доехать до Сочи и вернуться.
При этом, как объяснил на пресс-конференции руководитель областного управления ФАС Дмитрий Шалабодов, рост цен еще не означает нарушения антимонопольного законодательства. В частности, в летнем подорожании цен на бензин сотрудники УФАС не обнаружили монопольного сговора, как это не раз бывало прежде. Дмитрий Валерьевич объясняет высокую стоимость топлива в нашем регионе «неудобной логистикой». Нефть добывается на севере области, а ближайшие нефтеперерабатывающие заводы находятся в Перми и Омске. Когда бензин доходит до тюменского потребителя, идет большая накрутка за транспортировку.
Может, это и так. Тогда возникает вопрос: почему, несмотря на ввод Антипинского нефтеперерабатывающего завода, цены на дизтопливо в Тюменской области не снизились и уже превышают стоимость высокооктанового бензина? Шалабодов отвечает: большая часть продукции Антипинского НПЗ реализуется за пределами региона, а мы покупаем в основном привозное топливо. После этого в голову приходит мысль: пока у нас есть деньги и мы можем платить, предприниматели всех мастей будут продолжать потрошить наши карманы.
Правда, благодаря работе УФАС аппетиты монопольных компаний удается сдерживать. Дмитрий Шалабодов рассказал, что в прошлом году его коллеги раскрыли один из самых крупных монопольных сговоров в стране — между авиакомпаниями «ЮТэйр» и «Ямал». Три года они продавали северянам билеты до Сочи по 14-15 тысяч рублей в один конец. И, что интересно, народ покупал. Пока кто-то не написал заявление в УФАС с просьбой проверить законность таких высоких тарифов. Проверили, наложили штрафы, и цены снизились. А расчет у авиакомпаний, судя по всему, был простой: раз в два года жителям районов, приравненных к Крайнему Северу, предоставляют льготные отпуска. То есть транспортные расходы им оплачивают предприятия или государство. А значит, никуда не денутся, будут летать.
Следят антимонопольщики, по словам Шалабодова, и за ценами на лекарства. Правда, в поле их зрения попадают лишь препараты, внесенные в перечень жизненно важных и необходимых. Торговая наценка на них не должна превышать 30 процентов от закупочной стоимости. А все остальные продаются по ценам, которые назначают хозяева аптек. Поэтому разница в цене на один и тот же препарат в соседних аптеках может достигать несколько сотен рублей. Раньше это называлось спекуляцией, сегодня — свободной конкуренцией. Хочешь купить дешевле — потрать денек-другой на обход всех аптек в окрестностях и выбери лекарство по лучшей цене. У жителей областного центра, во всяком случае, есть такая возможность.
Хуже приходится сельчанам. По словам руководителя Тюменского УФАС, именно в отдаленных районах области существуют серьезные проблемы с конкуренцией. Предприниматели, первыми зашедшие на рынок в какую-нибудь деревню, попросту не пускают туда других.
Что касается административных барьеров, к ним у антимонопольщиков особое внимание. Дмитрий Шалабодов познакомил журналистов со «Стратегией развития конкуренции и антимонопольного регулирования в РФ на 2013-2024 годы», в рамках которой в ближайшее время планируется ликвидировать все муниципальные и государственные унитарные предприятия, работающие в рыночных сферах экономики. Как объяснил Шалабодов, МУПы и ГУПы априори имеют более выгодные условия на рынке, что недопустимо. Приватизация этих предприятий будет происходить открыто, выкупить их сможет любой желающий. Вся информация по купле-продаже госимущества публикуется на сайте Торги.ру.