Следите за градусом и словами
— Мы по адресам выезжаем обычно после рабочего дня. Потому что некоторых людей, которые нам нужны, домой запускают только вечером, — говорит мне старший лейтенант Елена Тараканова, инспектор отдела по исполнению административного законодательства УМВД по городу Тюмени.
— В смысле — запускают? — уточняю я.
— Ну, если они живут с семьей, то родственники стараются не давать им ключи от квартиры, чтобы не потеряли. Вот и выпускают их утром из дома, а вечером запускают.
Жестко. Но такова правда жизни. Большинство «клиентов», с которыми приходится общаться инспектору Таракановой, сами провоцируют к себе такое отношение.
Речь идет о людях, за плечами которых десятки протоколов по статье 20.21 КоАП — «появление в общественных местах в состоянии опьянения». По словам Елены Таракановой, это, в большинстве своем, регулярно злоупотребляющие граждане.
— За сутки инспекторы ППС выписывают на таких по десять протоколов — и это только на территории обслуживания нашего, первого отдела полиции. В праздничные и выходные дни получается и того больше, — говорит инспектор.
Хотя протокол «за пьянку» -только начало пути. Надеяться, что это моментально перевоспитает заядлого нарушителя общественного порядка, было бы наивно. Инспекторы административной практики и не надеются — ждут, когда оштрафованного снова задержат инспекторы ППС и доставят к ним, чтобы они выписали протокол на… протокол.
— Потому что не платят! А сами снова нарушают. Казалось бы, и штраф-то по этой статье небольшой — всего 100 рублей, — продолжает старший лейтенант. -Однако некоторые нарушители накапливают до… 200 таких штрафов. Вот и посчитайте!
Пару лет назад, припоминает Тараканова, мировой суд отправил одного «коллекционера» в спецприемник на целый год — по совокупности нарушений. Сейчас в спецприемнике подобных ему прибавится — в городе проходит оперативно-профилактическое мероприятие «Дебитор».
Инспекторы административной практики поднимают все свои базы и, не дожидаясь, пока должники вновь попадут в поле зрения полиции, совершают поквартирный обход. В сопровождении патрульно-постовых, конечно. Потому что в некоторые квартиры без вооруженной охраны и заходить-то страшно.
— Задерживаем их, отвозим в отдел — иначе наутро их будет не найти, да и в отделе они хотя бы проспятся. Не вести же их к судье пьяными, — говорит Тараканова. — Чаще судьи дают должникам административный арест, потому что увеличивать их штраф — нет смысла, все равно не смогут заплатить.
— Получается замкнутый круг, — говорю я.
— Нет, почему. Многие после спецприемника начинают постепенно выплачивать свои долги -арест же их от оплаты штрафов не освобождает. За кого-то платят родственники.
Что характерно, оплату «пьяного» штрафа до последнего оттягивают не только постоянные нарушители, но и, так скажем, случайные. Которые попались в общественном месте «в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность» единственный раз. Просто потому, что не считают этот штраф серьезным. Либо просто забывают про него, как про позорный эпизод своей жизни. Правда, ровно до того времени, как об этом напомнят инспекторы.
— Никому, я думаю, неприятно, когда в дом приходят полицейские — на глазах соседей, семьи, — предполагает Елена Тараканова. — Так что считаю, что с оплатой штрафа лучше не затягивать.
А вообще, с начала года инспекторы административной практики выписали 455 протоколов по статье КоАП «уклонение от исполнения административного наказания». В среднем, за год взыскивают 69,4 процента долгов — штрафы за пьянку, за нецензурную ругань в общественном месте.
Да-да, работает у нас в городе и такая статья. За нарушение которой, кстати, придется заплатить 500 рублей.