Под куполом со «страховкой»
Братья Суанбековы работают, пожалуй, в самых экстремальных цирковых жанрах — они канатоходцы и акробаты на «колесе смерти».
Даже у подготовленных зрителей от трюков, которые Нурсултан и Махмуд выполняют на высоте 11 метров (почти на уровне пятиэтажного дома), может закружиться голова. Избавиться от страха -сердце уходит в пятки, а руки холодеют, — почти невозможно. Хочется зажмуриться, но смотришь во все глаза и поражаешься — с каким бесстрашием артисты выполняют сложнейшие элементы.
Нурсултан и Махмуд выступают без страховки. Как профессиональные боксеры выходят на ринг без шлемов и защиты, так они выступают на арене без лонжи. Главная их защита — мастерство, отточенное десятками тысяч часов тренировок. Как балеринам, акробатам и канатоходцам нельзя делать перерыв в занятиях. Иначе, чтобы восстановить форму, придется заниматься не по пять, а по десять часов в день…
Махмуд (он старший) называет себя и брата «опилочниками» -цирковыми детьми, которые на арене с самого рождения. Махмуд родился, когда родители (тоже цирковые акробаты) были на гастролях в Алма-Ате, а брату повезло появиться на свет в Самаре. Еще в пеленках они объездили пол России.
Взрослеют цирковые дети быстро. Уже в два-три года родители брали их с собой на репетиции. Делали вместе с ними растяжки, упражнения на гибкость, развивали чувство баланса.
— И слезы были, и боль, — вспоминает Нурсултан, — но в цирке без преодоления нельзя. Даже если даны тебе талант и способности — без труда и пота номер не сделаешь.
Первый раз отец поставил их на канат в пять лет. Трос натянул на высоте барьера манежа. Чуть только мальчишки привыкали к одному уровню — канат поднимали выше. Вначале ходили с лонжей, а потом, как почувствовали высоту, сроднились с ней, — отцепили страховку.
— Не думайте, что цирковым не страшно, — говорит Махмуд. — Просто страх у нас другой. Это наш рабочий инструмент. С детства учимся им владеть, как хороший плотник — стамеской. Кстати, мастерство канатоходца передается только по наследству, работе на канате ни в одном цирковом училище не учат. Дают только азы эквилибра на проволоке, но это совсем другое. Проволока натягивается на высоте 1,5 метров, а канат — выше десяти.
По стопам отца Махмуд и Нурсултан пошли и в другом жанре -стали выступать на американском колесе смерти. В начале 2000-х смельчаков осваивать эту махину в российском цирке было немного. Суанбековым приходилось быть первопроходцами. Трюкам учились, в основном, по Интернету. Опыт перенимали у мексиканцев (там больше артистов, выступающих в этом жанре). Но зарубежные трюки братья заточили под технику, характерную для российской цирковой школы.
— Латиноамериканцы — ребята безбашенные, — говорит Нурсултан, — и на четкость движений внимания не обращают. Для них важнее — адреналин в крови зрителя. А мы стремимся к красоте. Нас учили: если прыгать, то, как гимнастам, тянуть носочки. Иначе сальто будет выглядеть небрежно.
Кстати, на колесо Нурсултан и Махмуд пошли вопреки желанию матери. Она хорошо понимала опасность — на колесе серьезную травму позвоночника получил ее муж. Не каждая мать после этого сможет отпустить детей. Но, по словам Сайракан, уж лучше разрешить и научить, чем запрещать. Все равно сыновья сделают по-своему. К тому же, ее мальчики начинают не с нуля. Благодаря выступлениям на канате, у них хорошо натренировано чувство баланса.
Рискованность и сложность трюков, которые выполняют Суанбековы, оценили в знаменитом Цирк дю Солей. Канадская компания предлагала им заключить длительный контракт на выступления -была возможность семь лет колесить по миру с лучшими цирковыми номерами. Но они отказались: за семь лет отсутствия российский зритель мог их забыть. И они остались верны Росгосцирку.
Впрочем, подушку безопасности братья Суанбековы себе все-таки готовят. Не замыкаются на колесе и канате. Махмуд в этом году заочно заканчивает отделение менеджмента Бишкекского гуманитарного университета, а Нурсултан учится там же на третьем курсе. И оба мечтают не останавливаться на достигнутом. Получить второе высшее, но уже дистанционно. Все зарубежные артисты выбирают именно такую форму получения высшего образования — интенсивный график гастролей не позволяет ездить на сессии.
Сменив в детстве не один десяток школ (кстати, Суанбековы успели поучиться даже в Тюмени -в школе N 29), все плюсы образования цирковые понимают, может быть, даже лучше, чем другие. Они знают, что одним цирком всю жизнь сыт не будешь. Тем более, что риск получить травму и остаться без работы в их деле существует всегда.
Есть у Суанбековых и большая профессиональная мечта — выступить на цирковом фестивале в Монте-Карло. В цирковом мире этот фестиваль — как кинематографический Оскар. В 2011 году их туда уже приглашали. Но на семейном совете решили повременить. Уж если ехать — то на пике формы. Заявлять о себе — так по максимуму. Такое у них фамильное кредо.
***
фото: На канате выступают Сайракан и Нурсултан Суанбековы;Трюки на американском колесе смерти выполняет Махмуд Суанбеков;Сайракан Суанбекова в скифском костюме, эскиз этих костюмов артисты разработали специально для выступлений в Цирк дю Солей.