X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Ясли — не маленький вопрос

В городских детских садах открыто около 50 групп для самых младших воспитанников — от двух до трех лет.

Закон об образовании, новая редакция которого вышла в этом году, не указывает, с какого возраста ребенок может посещать детский сад, и когда, соответственно, муниципалитет обязан предоставить место в дошкольном учреждении. Хотя раньше государство брало н а себя обязанность устроить в детский сад ребенка с полутора лет, сейчас от такой обязанности оно себя освободило…

Закон опирается на два основных понятия: образование как совокупность приобретаемых знаний и умений, и воспитание — деятельность, направленная на развитие личности. В возрасте, когда ребенок только-только научился ходить и разговаривать, и тот, и другой применим с натяжкой. Для малыша, оставшегося без мамы (не дожидаясь его трехлетнего возраста, она досрочно вышла на работу), важнее всего правильный уход.

Является ли организация ухода за такими детьми полномочиями муниципальных органов власти? В законе лишь сказано, что муниципалитет обязан организовать общедоступное и бесплатное дошкольное образование, создать условия для содержания детей и для осуществления присмотра и ухода за ними. Но такую формулировку можно трактовать и так: присмотр и уход нужен любому ребенку — и дошкольнику, и школьнику, а не только полуторагодовалому.

От появления в тексте документа спасительной соломинки — словосочетания «присмотр и уход» — ровным счетом ничего не меняется. Далее, в статьях, посвященных дошкольному возрасту, применяется лишь термин «образование», а воспитанниками называют не тех, кто воспитывается, а тех, кто осваивает образовательную программу. При такой постановке вопроса ясли можно вообще закрывать. Тем более что женщине дается отпуск по уходу за детьми до трех лет. Правда, пособие выплачивается только до половины этого срока.

Группы для самых маленьких воспитанников ясельками сейчас не называют, им дали новое наименование — первая младшая группа. Таких групп в 94-х детских садах города — более полусотни, но распределены они неравномерно: в одних садах их несколько, в других нет совсем. Поэтому и ощущается дефицит мест.

… В детском саду N 134 на улице Газовиков ясельные, а потом — первые младшие группы были всегда. Их не закрывали ни в 90-х, ни в начале 2000-х, когда произошел спад рождаемости, а количество садов, в принципе, резко уменьшилось. Садик спасло то, что он когда-то принадлежал «Газпрому». Компания строила и обустраивала его для детей сотрудников и не бросила своих в тяжелые годы.

30 лет назад в самую младшую, тогда ясельную, группу садика пришла работать Наталья Архипова. Пришла после училища камвольно-суконного комбината. Получив профессию мотальщицы, она поняла, что стоять у станка — не ее призвание. Ее тянуло к детям. Правда, вспоминает, сама ребенком в детский садик не ходила. Ей больше нравилось играть в воспитательницу: вначале с куклой и мишками, потом — с братишками и сестренками ровесниц.

Вначале ее приняли в детский сад только нянечкой. Но ей нравилось — малышей в группах было тогда до 40 человек. Два воспитателя с трудом справлялись с такой оравой, ее помощь очень была нужна: умыть, успокоить, уложить спать, одеть после сна или на прогулку. А через некоторое время, окончив годичные курсы в педклассе, она стала воспитателем в своей любимой ясельной группе. Как начала с этим возрастом работать, так ни разу от малышей и не уходила.

Галя Безбородова

— Два-три годика — это самые послушные дети, — говорит Наталья Степановна. — Только разговаривай с ними ласково, не ругай, да играй почаще. Многое зависит и от характера воспитателя: если тихий и спокойный — и дети такими будут, а если энергичный, то малышей не утихомирить.

Ее юные леди и джентльмены словно подтверждали это правило: удивительно чинно и, не торопясь, доедали обед. Не шумели, не ерзали на месте, и даже не хныкали. Как будто не самые маленькие, а вполне взрослые. И только Захар, который в этот день пришел в садик первый раз, сидел расстроенный, плакал, отказывался от еды и все твердил: «К маме, к маме хочу».

Списочный состав у группы Натальи Степановны небольшой — 17 человек. Но ходит и того меньше — сегодня кто-то болеет, кто-то до сих пор путешествует с родителями. А кто-то приходит всего на полдня, потом его забирают. Все-таки малышам еще тяжело на весь день разлучаться с мамой. Психологи говорят, что в возрасте до трех лет ребенку очень важно проводить с ней как можно больше времени.

— Конечно, нынешние ясельные группы не сравнить с теми, что были 10-20 лет назад, — говорит Наталья Степановна. — Тогда мы с родителями все мастерили сами, и книжек, и игрушек было минимум, а сейчас столько наглядных пособий, игрового оборудования, столько возможностей для оздоровления. Правда, сами дети стали слабее, особенно мальчики.

Наталья Архипова любит малышей, и они любят ее. Но до сих пор она не знает точного ответа на вопрос: «Когда ребенка лучше всего отдавать в детсад? Не рано ли в полтора-два года?» Для родителей, конечно, это — вынужденный шаг. Кто-то о нем потом жалеет, когда ребенок начинает часто болеть. А для кого-то он не оставляет последствий.

Государство решило, что лучше, если родители сами будут решать, как и где воспитывать ребенка. Возможно в возрасте, когда дите еще умещается поперек лавки, ему будет лучше дома. Но спустя полтора года после рождения ребенка мамы перестают получать пособие. В дилемме — работать или заниматься воспитанием, они обычно выбирают первое, а не второе.

***
фото: Сончас в группе детского сада N 134;Маленькие так скучают без мамы.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта