В кузнице джаза гоже горячо
Гитара — пожалуй, один из самых популярных инструментов во всем мире. Популярностью она обязана не только своему звучанию, но и людям, которые показывают на ней вершины музыкального мастерства.
Один из таких музыкантов -Федор Досумов, гитарист известного певца Григория Лепса. В среду в студии «Romantic Sound» он провел мастер-класс для тюменцев.
Высокий, резкий, пронзительный звук вырывается из динамика. По залу гулким эхом прокатывается быстрая хаотичная мелодия, то и дело меняющая окраску: вот она мажорная — веселая, игристая, и тут же становится минорной -лиричной, с легким налетом меланхолии. Гитара в руках музыканта — одновременно и рычащий лев, и пискливая мышь — так можно описать высоту звуков, издаваемых инструментом… Пауза. Ритм-секция, записанная в компьютере, начинает свое движение, и гитара поет уже по-другому: отрывисто, с задором. Слушатели охвачены виртуозной игрой, притоптывают, покачивают головами. В горящих глазах — нескрываемое удовольствие от происходящего. И, наверняка, внутри себя каждый проигрывает эту мелодию вместе с исполнителем.
— Ну, как-то так, — смеясь, говорит Федор, закончив вступительное исполнение, — теперь задавайте вопросы…
Родился он в Узбекистане, в городе Ташкенте. Музыкой занялся в шесть лет. Вместе с братом-близнецом Фархадом учились игре на классической гитаре. Вместе же с ним в 15 лет организовали свою рок-группу. Потом в жизни Федора появился джаз.
— Мы познакомились с очень хорошим контрабасистом, ему тогда было около 50 лет, и он преподавал джаз. Мы пришли к нему сначала от нечего делать, но потом сдружились. Постепенно он привил нам любовь к этому стилю. Не стал пичкать нас разными джазовыми стандартами, а поступил хитрее: он давал нам какие-то джаз-роковые и фьюжн-произведения, мы разучивали их… Так постепенно втянулись. И уже через полгода начали играть свои собственные сочинения в фанковом стиле.
К 18 годам Федор уже играл со многими известными в Узбекистане исполнителями. И в определенный момент понял: для того, чтобы развиваться дальше, ему необходимо уехать. Выбор пал на Москву и Гнесинку. В училище он выбирал из трех направлений: классика, рок и джаз. Остановился на последнем.
— Джаз реально развивает. Если знаешь джазовые аккорды и знаешь, как строить джазовые фразы, ты можешь использовать это в любом стиле, — говорит Досумов. — Хотя, знаете, у каждого музыканта есть корни, у меня они в роке, наверное, поэтому я так часто прибавляю роковые эффекты, когда играю.
Москва стала нелегким испытанием для музыканта: нужно было совмещать учебу и работу, чтобы оплачивать съемную квартиру. Уже тогда Досумов начал работать с Викой Цыгановой и многими другими артистами.
— На самом деле, Гнесинка помогла мне даже не знаниями — я обучался в основном дома. Главное — это музыкальная тусовка: когда ты играешь с другими музыкантами и видишь, что недотягиваешь до их уровня, это становится лучшей мотивацией прийти домой и сесть заниматься, -говорит Федор. — Хорошее было время, всегда вспоминаю его с удовольствием.
Вопросы о жизни музыканта и технических сторонах мастерства звучат друг за другом. Каждого из присутствующих интересует что-то свое. На какой гитаре играет, какая любимая фирма-производитель, каких музыкантов слушает, как работает с коллегами по сцене. На все вопросы Федор отвечает увлеченно. Удивительное ощущение: между артистом и зрителями нет преграды. Здесь все на равных. Это уже не просто мастер-класс — это беседа о музыке, о ее значении в жизни людей. И каждый новый вопрос лишь раскрывает это. Удается ли музыканту реализовывать свои творческие амбиции при работе со «звездами»?
-На концертах по импровизировать в песнях, конечно, не получится: есть жанровые каноны. Но со звучанием гитары можно поэкспериментировать — это все-таки живые выступления. Хотя у меня есть место во время концерта, когда я играю свою композицию, — говорит гитарист.
Григорий Лепс дал в Тюмени два концерта. Между ними — один выходной, и снова в дорогу. В пути Федор часто пишет собственную музыку…
Уровень игры, который показывает Досумов, нельзя не оценить — многие часы занятий техникой и теорией, постоянная практика дали свои результаты. Но, как говорит Федор, ему есть чему поучиться и к чему стремиться. А у тюменских гитаристов, безусловно, есть чему поучиться у него.
Кто-то однажды сказал, что профессия музыканта — это не работа, а так, фантики. Что там — гаммы гонять туда-сюда. То ли дело строители, монтажники, дорожные рабочие.
Да, музыка — это не сфера материального производства, но хлебом ли единым жив человек? Мне кажется, нет.
Музыка — это та же наковальня, в которой музыкант выступает и в роли кузнеца, и в роли заготовки. Наверное, в этом и есть вся сложность. Совладать с собой, оттачивать мастерство, посвящать себя ежедневной монотонной многочасовой работе могут немногие. Как из болванки получается точная, уникальная деталь, так из начинающего любителя, которому однажды понравилась гитара, может вырасти художник.
***
фото: Федор волнуется — это первый мастер-класс, который он проводит лично;Джазовая импровизация вызывает чувство восторга, особенно в исполнении такого гитариста-виртуоза.