Чудо для девочек
Художник-постановщик Елена Волкова — мастер собирать из подручных средств цельную картину сказки. Или даже всего мира. У нее начинают петь шляпы, детали неизвестных механизмов складываются в портрет человека, цифры — в коды и послания зрителям. И все это на сцене живет, живет…
После второй постановки, авторами которой стали художник Елена Волкова и режиссер Наталья Явныч (первой был спектакль «Маленький принц», премьера прошлого сезона), уже можно сказать, что в театре кукол родился новый творческий тандем, который берется за сложные задачи и выполняет их совершенно самобытно. А потому — интересно.
В выходные состоялась премьера нового спектакля театра. «Золушку» кукольники репетировали еще с весны. Сделать всем знакомый материал неожиданным и играющим по-новому — кажется, именно этого хотели постановщики. И получилось.
… Молоденькая девушка (ее имени мы так и не узнаем) замерзает зимой у роскошной витрины магазина, в которой красуется бальное платье. Дует в ладошки, вальсирует, представляя себя на балу и пытаясь согреться, но в итоге все равно падает у порога, свернувшись клубочком. Ее находят подмастерья хозяина, впускают в лавку. Так неожиданно начинается сказка. Вроде и не «Золушка». Потом станет понятно, что режиссер решила, что называется, смешать два плана: живой и кукольный. Поэтому актриса Юлия Графеева играет сразу и бездомную девушку, и Золушку — при помощи куклы. Заслуженный артист РФ Юрий Федоров тоже выполняет несколько ролей: то он один из работников лавки, то Мачеха Золушки. Мачеха, кстати, блистательная! Елена Волкова воплотила ее (и ее дочек тоже) в манекене: пышные формы, меняющиеся платья и головные уборы, вместо ног — колесики. Одушевляет всю эту занятную конструкцию Юрий Гурьевич. Стоит за манекеном так, что видны только руки, и играет лишь голосом и руками. А Мачеха при этом получается такой, что не влюбиться в нее невозможно. И сердиться на нее, как на ту, что в сказке, не получается: слишком уж она естественна и очаровательна, Федоров заражает ее собственной харизмой.
Самое большое число ролей в спектакле досталось актеру Вадиму Еременко: он и угрюмый старик со свечой — хозяин лавки, у которой замерзает безымянная девушка, он и Фея-крестная, и Король, и Распорядитель бала. Он -самая загадочная фигура во всем спектакле и, пожалуй, самая яркая. Своими костюмами, выходами и порой многозначительным молчанием актер добавляет постановке мистики, ведь сказка-то волшебная, и следует об этом помнить.
Впрочем, о волшебстве все же иногда забываешь. Во главу угла авторы спектакля поставили терпеливый характер Золушки и ее трудолюбие, словно наглядно демонстрируя поговорку терпение и труд все перетрут. Сама Золушка (та, что кукла) крохотна по сравнению с остальными персонажами. В пару ей — такого же размера кукла Принца (его играет Александр Ганичев).
Хотя, если честно, весь спектакль я смотрела не на куклу, а на Юлию Графееву, в руках которой была эта кукла. Может, потому что она сама кажется мне немного Золушкой — маленькой, трудолюбивой, улыбчивой. Может, потому что все эмоции, которые «испытывает» персонаж, зритель видит на Юлином лице, словно в драматическом спектакле, где нет кукол, а есть только люди. А может, потому что кукла-Золушка все же довольно статична, а Юля подвижна: она семенит, она танцует, именно она воплощает в себе персонажа. Кукла остается лишь инструментом.
В итоге зритель получит счастливый финал. Даже два: Золушка и Принц найдут друг друга, безымянная девушка и подмастерье сделают то же самое. В какой-то момент запутаешься: кто из них кто? Юля сейчас — Золушка? А Александр — Принц? Или они -герои реальной жизни?
Но это, в конце концов, не так уж важно. Часы пробьют полночь, а волшебство, наколдованное постановочной группой театра кукол, не исчезнет, карета не превратится в тыкву, а хрустальная туфелька подойдет по размеру той, что заслуживает счастья. И выйдешь из зала с крохотной, но все же верой, что старанием можно заработать чудо.
***
фото: Вадим Еременко в последней мизансцене спектакля перевоплощается в Распорядителя бала — напомаженного господина в парче и бархате;Актриса Юлия Графеева является Золушкой не меньше, чем кукла, которой она руководит;Художник Елена Волкова для Мачехи и ее дочерей придумала прекрасный ход: у них нет лиц, зато есть характеры, воплощенные громадными шляпами.