А вы видели северное сияние?
В нашей стране больше людей, видевших египетские пирамиды, чем тех, кто бывал в Кунгурских пещерах.
Об этом сказал в четверг на совещании, посвященном запуску экскурсионных поездов, генеральный директор «РЖД Тур» Сергей Ильягуев.
Представители четырех субъектов УрФО, руководители Уральского филиала «Федеральной пассажирской компании» и «РЖД Тур» встретились, чтобы договориться об организации межрегиональных железнодорожных туристических туров.
Чтобы сделать Урал и Сибирь туристической меккой, надо объединить усилия Свердловской и Тюменской областей, Югры и Ямала — пришли к выводу региональные туроператоры и руководители департаментов, курирующих туристическую отрасль. Каждый регион в отдельности добился определенных успехов в развитии местного туризма. В Тюменской области за три года поток туристов увеличился на 30 процентов. Ежегодно туриндустрия дает в областную казну 700 млн рублей налогов. В течение трех лет планируют увеличить эти объемы почти в два раза.
Самые известные туристические бренды в Тюменской области — это Тобольский кремль, Абалакский монастырь, село Покровское (родина Григория Распутина), Ялуторовск как место ссылки декабристов и тюменские термальные источники. Но достопримечательностей гораздо больше.
Даже далекий, малонаселенный, с суровым климатом Ямал может привлечь внимание туристов со всего мира, если предложит им посмотреть, к примеру, северное сияние и полярную ночь. Но при этом обеспечить комфортный проезд и не менее комфортные условия проживания.
Во всех регионах многое делается для развития туриндустрии. Строят современные гостиницы, реставрируют памятники архитектуры, развивают дорожную инфраструктуру. Но обе северные автономии, как и юг Тюменской области , проигрывают своему уральскому соседу в одном — в местоположении. У Екатеринбурга с Большой землей лучше налажено транспортное сообщение: Тюмень, Тобольск и северные округа остаются в стороне от раскрученных туристических маршрутов.
— Год назад мы попытались включить Тобольск в туристический маршрут Санкт-Петербург — Байкал, — рассказал Сергей Ильягуев, представитель компании «РЖД Тур» на совещании в правительстве области о развитии внутреннего туризма. — Но не удалось продать достаточное количество мест. Дело в том, что зарубежные туроператоры не очень охотно вносят изменения в уже наработанные схемы. Хотя интерес к Тобольску велик.
Тем не менее, заверил Ильягуев, эту идею они не отбросили и надеются воплотить ее в будущем году.
Сложнее обстоит дело с Тюменью. И именно из-за ее близости к Екатеринбургу.
Столица Урала давно завоевала свое место в туристических маршрутах, и Тюмени непросто с ней конкурировать. Хотя, как стало понятно на совещании, конкурировать вовсе не обязательно. Гораздо полезнее организовать взаимовыгодное сотрудничество.
Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Достаточно посмотреть, сколько людей из Свердловской области приезжает к нам на термальные источники. Так же активно развивается детский туризм. Свердловские туроператоры заверили, что готовы организовать коллективные поездки школьников по городам Тюменской области, в Югру и даже на Ямал. А РЖД готовы предоставить для турпоезда. Это составы из современных комфортабельных вагонов, в которых созданы условия как для безопасного передвижения пассажиров, так и для проживания во время длительных остановок. Есть вагоны-кафе и вагоны-рестораны, биотуалеты, которыми можно пользоваться во время стоянок, и специально обученный обслуживающий персонал. Более того, как сказал начальник Уральского филиала ФПК Олег Стельмаченко, РЖД готовы предоставить под заказ стилизованные вагоны, как дополнительный стимул для привлечения туристов (примеры есть — фирменные поезда «Демидовский экспресс», «Ямал» и другие). Сегодня, заверяют железнодорожники, есть все условия для комфортного путешествия по матушке-России. Были бы деньги.
Кстати, стоимость межрегиональных туристических маршрутов также обсуждалась на совещании.
— 1100 рублей за три часа пребывания на термальном источнике «Верхний бор» — слишком дорого, — заметила директор «ТюменьЗарубежТура» Наталья Карманова. — В Европе подобные услуги стоят максимум 10 евро. Если мы хотим привлечь в наши регионы туристов, надо чтобы и частный бизнес озаботился этим. Пока мы только раскручиваем туристические маршруты, нужна гибкая ценовая политика.
В Тюменской области в настоящее время действуют четыре программы, направленные на развитие туриндустрии. В частности, субсидируется 50 процентов стоимости билетов на групповые автомобильные и железнодорожные туры. Вадим Шумков, директор областного департамента инвестиционной политики, говорил о необходимости организовать туры между Тюменской областью и Югрой и по воде, на теплоходах. Но пока именно железнодорожный транспорт, считают туроператоры, наиболее подходит для круглогодичных путешествий. Участники рабочего совещания пришли к выводу: для настоящей революции в региональной туриндустрии, необходимо разработать и принять программу поддержки железнодорожного туризма на федеральном уровне. У них есть конкретные предложения.