X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

… И штрихи ремонтного лета

Сезон капитального ремонта теплотрасс подходит к концу. Из 6,5 км разводящих теплотрасс полностью готовы 4,4 км. Завершение остальных не повлияет на подключение потребителей.

Ежегодно на подготовку теплового хозяйства города к зиме выделяются миллионы рублей. Большая часть этих бюджетных средств складывается из сумм, что изначально заложены в тарифах на теплоснабжение. Так что в каждом метре отремонтированной теплотрассы есть рубли, которые понемногу, из месяца в месяц, выплачиваем мы с вами — за горячую воду, за тепло в квартирах. Поэтому ход ремонта тепловых магистралей волнует всех, кто знает, что такое сидеть без горячей воды.

Этот коммунальный фактор для большинства является главным мерилом того, как идут ремонтные работы. Если все организовано грамотно, и подрядчики работают в заданном темпе, то вопросов у горожан не возникает. Но малейший сбой заставляет нервничать, обрывать телефоны справочных и диспетчерских служб.

По мнению Михаила Тагильцева, технического директора предприятия «Тепло Тюмени», нынешняя ремонтная кампания на разводящих сетях прошла без особых срывов. Хотя трубное хозяйство на балансе предприятия внушительно — 510 километров сетей (427 километров — в контурах ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 и еще 83 км от муниципальных котельных) плюс 166 центральных тепловых пунктов (здесь происходит подготовка воды и распределение тепловой энергии к домам) и 44 котельные.

Как определяется, что из этого имущества ремонтировать в первую очередь и в каком объеме? Прежде всего, ориентируются на многолетний накопительный реестр и электронную модель схемы теплоснабжения города, в которой отражается статистика состояния сетей, даты ввода трубопроводов в эксплуатацию, количество повреждений на них, сроки прежних ремонтов — текущих и плановых. Исходя из итогов предыдущего отопительного сезона, формируются и планы ремонта.

Принимается во внимание, как теплотрассы прошли летние температурные и гидравлические испытания на прочность и плотность. Участки, которые получают на этом экзамене неудовлетворительную оценку, тоже включаются в планы летней ремонтной кампании.

Правда, желаемое с возможным в такой арифметике редко сходятся. Потребностей в замене теплотрасс, по словам Михаила Тагильцева, несоизмеримо больше, чем может нам позволить бюджет и предприятия. Как правило, необходимо уложиться в сто миллионов рублей — это сумма арендной платы (около двух третей требуемой суммы) и той тарифной составляющей, которая отведена на ремонт.

— С учетом накопившихся проблем ста миллионов явно недостаточно, чтобы решить все проблемы при подготовке разводящих теплотрасс к зиме, — считает Михаил Тагильцев. — Было бы хорошо увеличить финансирование в разы, но это невозможно. Не только с технической, но и с социальной точки зрения. Наращивать ремонтный капитал лучше с помощью долгосрочных тарифов, которые не будут так сильно бить по карману потребителя, или инвестиционных программ. В этом году у нас, наконец, появился долгосрочный договор аренды — на 49 лет, работы ведутся и над инвестиционной программой.

Летние ремонтные работы этого года, которые предприятия проводят на разводящих теплотрассах, укладываются, по словам Михаила Тагильцева, в графики — до начала отопительного сезона (предполагается, что он начнется ко второй декаде сентября) все объекты будут завершены.

Кроме самих труб, к зиме готовят также теплообменники на ЦТП (это оборудование предназначено для подготовки горячей воды непосредственно перед подачей ее в жилые дома). В этом году на трех таких объектах «Тепло Тюмени» заменит кожухотрубные теплообменники на пластинчатые, которые дают более интенсивный теплообмен, компактнее по габаритам, меньше подвержены коррозии, потому что собираются из нержавеющей, а не углеродистой стали, и служат дольше.

В сезонную программу капремонта оборудования включен также ремонт котлов — в санатории «Серебряный бор» и на улице Авторемонтной. В первом случае замена связана с общей модернизацией оборудования котельной, а во втором эта мера, по словам Михаила Тагильцева, вынужденная, она вызвана неправильной эксплуатацией оборудования в котельной, расположенной на территории СИЗО. Приборы показывают, что на территории закрытого учреждения происходят значительные потери подготовленной сетевой воды и не за счет утечек, а, как предполагается, из-за несанкционированного слива.

В теплосетевом хозяйстве любой брак или недогляд в работе рано или поздно не только становится явным, но и грозит потом существенными затратами. Так в этом году большая часть разводящих теплотрасс, поставленных на капитальный ремонт, — не такие уж и старые. Их меняли в конце 90-х -начале 2000-х годов, когда вместо обычных стальных труб положили новые, в пенополиуретановой изоляции. Но тогда не была еще отработана (или нарушалась) технология обработки стыков, а оперативно-диспетчерский контроль и датчики увлажнения вовсе не применялись. В результате трубы, которые должны были служить лет пятьдесят, не пролежали и десяти. Сейчас, по словам Михаила Тагильцева, стандарты изменились, а требования к качеству работ повысились.

Нынешние трубы в ППУ-изоляции должны, как минимум, 25 лет не давать о себе знать. Правда, таких надежных теплотрасс в городском хозяйстве еще не очень много. Активные ремонтные работы и этого, и прошлого года ненамного приблизили нас к желанной цели — жить без порывов, аварий и отключений. Две трети разводящих теплотрасс по-прежнему находятся в удручающем состоянии.

***
фото: На теплотрассе по улице Водопроводной — завершающий этап работы.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта