Письма семьи Жернаковых
Магазин купца Василия Жернакова. Дата постройки — 1909 год.
На самом хлебном месте города выстроил купец Василий Лаврович Жернаков свой самый большой в городе магазин.
Хлебном — во всех смыслах. Во-первых, стоял он на территории Базарной (или Ярмарочной) площади, что в прежние времена занимала здоровенный квадрат — от современной улицы Герцена до Хохрякова и от Хохрякова до Орджоникидзе. Здесь шла бойкая торговля, в том числе работали мучные ряды. Из-за них-то на площади всегда было много голубей -второй признак «хлебности» места.
О Жернакове историки говорят: «Вышел в купцы из мальчиков на побегушках». Действительно, был Василий Жернаков родом из крестьян села Паздеры Вятской губернии. В 16 лет с купеческим караваном, пешком, он пришел к брату в Тюмень.
Самую подробную информацию о жизни будущего купца в Тюмени можно почерпнуть из сохранившихся писем, которые родители Василия Лавровича и его многочисленные братья и сестры писали в Тюмень. Семья была большой: у Лавра и Елизаветы Жернаковых было восемь детей — Алексей, Василий, Иван, Михаил, Гавриил, Татьяна, Анна и Николай.
К старшему брату Алексею Василий Лаврович и пришел, попав в Тюмень. Больше рассчитывать было не на кого.
Первые письма датированы февралем 1881 года, а последнее -январем 1896 года. Возможно, переписка оборвалась из-за того, что в 1897 году большинство Жернаковых переехало в Тюмень. 15 лет — большой срок в жизни любой семьи: за это время младшие дети выросли, а старшие обзавелись собственными семьями.
Из писем же становится ясно, что богател Василий Лаврович постепенно: сначала, с 1895 года служил в пароходстве «П. Широков и К», а с 1900-го стал вести самостоятельную торговлю хлебом, специализировался на мукомольном и лесопильном производстве. Только обороты его хлебной торговли доходили до трех миллионов рублей в год. Через некоторое время Василий Лаврович купил в Омске лесопильный завод, стал пайщиком нескольких крупных предприятий.
Интересно, что Тюмень в письмах к братьям Жернаковым представлялась городом богатым, потому что, помимо просьб присылать деньги, в письмах часто встречаются расспросы о жизни в городе и о возможности приехать на заработки. Покинуть родительский дом стремятся все дети Жернаковых. Это можно объяснить как желанием жить самостоятельно, так и семейными неурядицами. Татьяна в 1892 году пишет брату Василию: «Так бы и удрала куда-то, но куда, конечно, вопрос? У нас все какая-то семейная рознь, от которой и ты сбежал».
Письма позволяют нам делать определенные выводы о трудных внутрисемейных взаимоотношениях. Причиной этому могли быть первоначальная бедность, а затем внезапное быстрое обогащение семейства, а также проблемы с алкогольной зависимостью у главы семьи Лавра Андреевича.
Богатела семья благодаря Василию Жернакову. Современники считали его человеком энергичным, предприимчивым, широкого размаха, но «большого риска в спекуляции». Говорили, что он ввязывается в авантюры и злоупотребляет банковскими кредитами.
Тем не менее, Василий Лаврович был дважды избран гласным в тюменскую городскую Думу. Он входил в попечительский совет коммерческого училища Колокольникова и Владимирского сиропитательного заведения, а его жена Евдокия Прокопьевна — в попечительский совет женской гимназии.
По письмам можно проследить изменение в семейной иерархии. В начале 1880-х годов фактическим главой семейства является отец Лавр Андреевич Жернаков. Именно им решалась будущая судьба детей. Однако в более поздних письмах Лавр Жернаков уже не пытается поучать сыновей, в основном рассказывает семейные новости. А Василия Лавровича и вовсе учить уму-разуму не пробует: ближе к 1900 году тот уже является купцом первой гильдии и не хуже отца заправляет делами — как в бизнесе, так и в семье. Это к нему ходят за советом младшие, это он решает многие проблемы, помогает собрать приданое для девиц своей семьи, устраивает на работу племянников. Это к нему прислушиваются.
В это время Василий Лаврович женат. После долгих наставлений, которые давали ему мать и отец, уговаривая обзавестись семьей, он выбрал в жены милую тихую женщину Евдокию Прокопьевну. У них родилось 11 детей. Все семейство проживало в доме на углу сегодняшних улиц Орджоникидзе и Осипенко (сегодня он закрыт на реконструкцию). В 1909 году (к этому моменту уже все Жернаковы живут в Тюмени, Василий Лаврович перевез сюда и своих пожилых родителей) он открывает большой магазин на базарной площади. Торгует в нем в основном мукой и хлебом. Многие помещения сдает в аренду. Это, конечно, не основной заработок. В начале 1900-х годов Василий Лаврович становится владельцем собственного пароходства, которое после 1910 года становится довольно солидным: имеет один буксирный пароход и три барки.
Наверное, фамилия Жернаковых была бы хорошо известна в Тюмени и сегодня, не грянь революция. Поговаривают, что в 1919 году простые люди помогли купцу Жернакову вместе с семьей бежать за границу. Сначала в Омск, а потом дальше — на восток. В память о купце нам остались лишь его поместье на улице Орджоникидзе и здание магазина на углу улиц Первомайской и Ленина. К слову, магазин по-прежнему используется для торговли: здесь меняют друг друга точки общепита, здесь продают авиа и железнодорожные билеты, здесь делают срочное фото на документы и так далее. Принято считать, что архитектор магазина — не кто иной, как Константин Чакин, главный архитектор Тюмени в период с 1905 по 1919 годы. Похоже, но, впрочем, не доказано.
При подготовке очерка использованы материалы «Аннотированного перечня объектов культурного наследия Тюмени», книги «Крестьянский сын Василий Жернаков» С.Н. Кубочкина, «Краткой энциклопедии по истории купечества и коммерции Сибири (XVIII — начало XX вв.)».
***
фото: