X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Приобщение к общественному

Около вашей редакции есть место для парковки? — поинтересовался у меня Борис Елькин перед тем, как приехать на встречу в «ТК». И сам же ответил:

— Хотя наверняка нет, припаркуюсь на стоянке на улице Ленина. Если получится, конечно…

По словам доцента института транспорта ТюмГНГУ Бориса Елькина, он не выезжает в город на своем автомобиле, не обдумав предварительно, где его оставит. Если понимает, что негде, едет на автобусе. Что и другим советует.

Проблемы с парковкой, заторы на дорогах, растущее с каждым годом количество автомобилей в Тюмени, — все это волнует доцента Елькина не только как дорожника (долгое время он возглавлял кафедру проектирования дорог в родном институте), но и как эколога. Сейчас он состоит в коллегии экологов. На недавнем ее заседании вместе с коллегами обсуждал вопрос популяризации общественного транспорта.

Казалось бы, масло масляное. Транспорт и так называется общественным, куда его еще больше популяризировать? Но на поверку выходит, что в Тюмени автобусами и маршрутными такси пользуются, в большинстве своем, люди, у которых нет другого выхода. А как только выход появляется (читай -автомобиль), каждый с радостью перебирается за руль и присоединяется к дружной пробке. Попробуй его оттуда выковырни.

— Наверное, у нас уже на подсознательном уровне заложено, что личный автомобиль — это хорошо и престижно, а автобус — нет, — пожимает плечами Борис Петрович. — Другого объяснения этому феномену — привязанности к автомобилю — я не нахожу. Люди продолжают скупать машины, совершенно не представляя, как они на них будут ездить и где будут парковать.

Но улицы в Тюмени расширяются, строятся новые парковки… Я думаю, именно на это и рассчитывает каждый, кто покупает автомобиль — дескать, уж для него-то местечко всегда найдется.

— Вот! Мы расширяем улицы и строим бесплатные парковки, а это, как ни странно звучит, только усугубляет дорожную ситуацию. Специалисты штата Техас подсчитали: если на 5% расширить дорогу, то транспорта прибавится на 10%.

Член нашей коллегии Светлана Косухина делала недавно доклад на эту тему. Сравнивала иностранные города, в которых нет сейчас заторов, и Россию. Проблема пробок и нелюбви к общественному транспорту — это проблема не только нашего города, а страны в целом. Так вот: в иностранных городах, где нет заторов на дорогах (один из основных примеров — Дрезден), не расширяют проезжие части, а строят пешеходные зоны и велосипедные дорожки. Большинство парковок, особенно в городских центрах, там платные. Многие дороги тоже платные. Но самое главное, в этих городах очень хорошо развита система общественного транспорта. Пользоваться им выгодно, удобно и приятно.

Чего не скажешь о наших автобусах…

— Да, качество обслуживания у нас еще повышать и повышать. Над маршрутами и графиками движения надо работать тщательнее. Я как-то ставил эксперимент: на несколько дней отказался от автомобиля, ездил в институт на маршрутке. Утром без проблем уезжал, а вечером не мог ее дождаться -если и приходила, то переполненная. Но, по большому счету, передвижение в общественном транспорте должно значительно облегчить горожанам жизнь. Садясь в автобус, ты не ломаешь голову, какой дорогой лучше проехать, не ищешь парковку. Во время пути можешь, в конце концов, почитать книжку или просто отдохнуть, особенно, когда едешь после работы.

— Если тебя, конечно, не обругает кондуктор, кто-нибудь не оттопчет ногу или как следует не тряхнет водитель.

— Это к вопросу об общей культуре. В своем автомобиле, кстати, водитель тоже не застрахован от хамства. И еще надо сравнить, где человек получает больше негатива — за рулем своей машины или в автобусе.

Хорошо, а как можно, на ваш взгляд, пропагандировать общественный транспорт? Вывешивать в городе рекламные баннеры?

— Наш губернатор, между прочим, все чаще поднимает эту тему. Я надеюсь, что со временем она зазвучит еще громче, и горожане задумаются, начнут взвешивать все «за» и «против». Никто же не призывает бесповоротно отказаться от машины. Машина незаменима, например, для поездок на дачу, за большими покупками. Но она совершенно не нужна для каждодневных поездок на работу. Ты за день-то, может быть, используешь ее в течение часа, а остальное время она стоит у тебя рядом с офисом на… газоне. Но если у кого-то есть гарантированное парковочное место у работы, то, пожалуйста — езжай! Автомобиль надо использовать с умом.

Сколько, думаете, нам потребуется времени, чтобы прийти к этому — к разумному использованию автомобиля и осознанию, что автобус лучше?

— Лет тридцать, наверное. Хотя если уже сейчас начать вкладывать больше средств не в расширение улиц и строительство новых парковок, а в развитие общественного транспорта, то этот заветный миг может наступить раньше. Горожане поверят в преимущество автобусов, дороги разгрузятся.

Замкнутый круг получается: чтобы люди почувствовали преимущество общественного транспорта над личным, они должны пересесть в него. Но они не пересядут, пока не почувствуют. Что-то я совсем запуталась.

— Все гораздо проще. О преимуществе мы можем говорить уже сейчас. Например, высчитать ущерб, который получает автомобилист, простаивая в пробке. Здесь суммируется все: сожженное топливо, потерянное время в пути, износ двигателя, урон экологии — автомобилист дышит этим же воздухом. В общем, цифра получится неутешительная. Вот пусть каждый для себя посчитает, что для него дороже. Пересаживаясь из своей машины на общественный транспорт, человек теряет власть над дорогой, но приобретает власть над своим временем, комфортом. Правда, только при условии, что транспортная система отлажена как часы.

***
фото: Есть свободные места.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта