В школу — всей семьей
— Кто еще в 1-й «Б»? — громко спросила учитель перед торжественной линейкой, повыше подняв табличку.
— Мы! — кинулась к ней толпа взрослых людей, вслед за которыми скромно подошел белобрысый маленький мальчик с охапкой гладиолусов.
Так пошел в первый класс Сашка — сын одной моей знакомой. К школе его готовили всей семьей: бабушка с дедушкой повторяли таблицу умножения, папа зачем-то вытащил с антресолей свой старый учебник по. высшей математике, а мама реанимировала писаный когда-то ею от руки словарик сложных слов.
Сашке это, понятное дело, не понадобится — у него и учебники новые, и словарей всяких уже накуплено, но важна сама атмосфера поддержки. Сашка точно знает, что одного его барахтаться в море школьных знаний не бросят.
Так и должно быть, считает кандидат педагогических наук, начальник отдела дошкольного образования областного департамента образования и науки Наталья Гребенкина.
— Даже в новом законе (закон «Об образовании» вступил в силу 1 сентября — М.С.) прописано, что первые педагоги ребенка — это его родители и ближайшие родственники, — говорит Наталья Валентиновна.
Тему «Первый раз в первый класс» обсуждали во вторник на уроке «Открытой школы права» в Тюменском государственном университете.
— Считается, что университет должны интересовать, в первую очередь, выпускники школ, — выступил в начале урока ректор ТюмГУ Валерий Фальков. — Однако мы понимаем, что путь ребенка к высшему учебному заведению и к взрослой жизни начинается именно с первого класса, а то и с детского сада. Поэтому не могли обойти эту тему стороной.
На урок пришли родители, дедушки и бабушки, которые узнали о «Школе права» из СМИ. На занятие-заседание пригласили учителей городских школ, сотрудников библиотек. Консультировали слушателей специалисты «по детям»: от педагогов до сотрудников прокуратуры.
Пока шла регистрация участников, гости изучали раздаточный материал — «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях», где перечислены требования к обучению первоклассников. Вес пустого ранца не должен превышать 700 граммов, а ежедневный комплект учебников и письменных принадлежностей не более полутора килограммов. И не обойтись пока еще малышам без динамической паузы (желательно, чтобы она была не менее 40 минут) в середине учебного дня.
— Изменился темп жизни, изменились наши дети, — сказала по этому поводу Наталья Гребенкина. -Статика для них невыносима, они находятся в постоянном движении. Поэтому и педагогам отставать от своих учеников нельзя.
Современный и грамотный учитель, по мнению кандидата педагогических наук Елены Менчинской, всегда найдет, чем увлечь неусидчивого первоклассника. Главное — не скатиться до банальных лекций и зубрежки. Детям интересно живое общение, им хочется самим совершать открытия.
— Поэтому, например, урок биологии всегда лучше провести на улице, — говорит Елена Менчинская. — То, что дети увидят своими глазами, они запомнят надолго.
Еще ребенок, с подачи педагогов и родителей, должен запомнить, что он — личность. Значит, может иметь свою точку зрения. А уж какая она будет, это во многом зависит от семьи, в которой растет ребенок. Так что, как ни крути, если в вашей семье подрастает будущий первоклассник, готовьтесь вместе с ним идти в школу. И не только на праздничную линейку, но и вообще. Современные методики обучения предусматривают активное участие родителей в обучающем процессе. Без фанатизма, конечно, но с душой.
***
фото: На уроке «Школы права».