Во мнениях разошлись
27 августа 1913 года состоялось очередное 55-е заседание Тюменской городской Думы. После последнего 54-го заседания прошло почти полтора месяца, и вопросов для рассмотрения накопилось очень много (38). Гласным предстояла напряженная работа.
Один из рассмотренных вопросов касался принятия городом участия в организации адресного стола.
Еще в июле 1913 года тобольский губернатор А.А. Станкевич предложил тюменскому городскому голове П.И. Никольскому внести этот вопрос на обсуждение Думы. Участие города могло заключаться в предоставлении для нужд адресного стола приличного помещения из трех комнат: кабинета заведующего, кабинета для приема посетителей и комнаты ожидания. Для этой цели вполне могла бы подойти часть пустовавшего здания бывшего лазарета, где город собирался открыть 3-ю полицейскую часть.
По мнению тюменского уездного исправника Н.Е. Скатова, на первоначальное оборудование адресного стола город мог бы выдать субсидию в размере 300 рублей, с условием их возвращения в течение года с момента открытия адресного стола.
Городская Управа, со своей стороны, идею открытия адресного стола поддерживала, не возражала против выдачи ссуды и места, где предполагалось его открыть.
Мнения же гласных в процессе обсуждения вопроса резко разделились. Противники заявили, что город Тюмень не являлся значительным по населению и в адресном столе не нуждается. Более всего, по их мнению, в учреждении такой службы нуждалось городское полицейское управление, вот оно, по справедливости, и должно было бы взять на себя все расходы.
Кроме того, оплата содержания этого стола в дальнейшем будет покрываться сборами с домовладельцев, которые и без того обременены всевозможными налогами. Дума не должна способствовать отягощению состояния городских обывателей.
Сторонники же воплощения идеи говорили о том, что город Тюмень, конечно, не такой уж большой, но быстро растущий. Успешное развитие пароходства на Туре, проведение железной дороги и строительство железнодорожной станции Тюмень в немалой степени способствовали появлению новых улиц и кварталов. Зачастую даже горожане были плохо знакомы с городом, с его улицами, не знали их названий, не могли назвать свой точный адрес.
Всевозможные недоразумения возникали и в организациях при рассылке различных повесток и объявлений, при розыске по тем или иным причинам места жительства разных лиц. Опасения же относительно большого увеличения сборов с городских обывателей сильно преувеличены.
Часть гласных высказала мнение, что учреждение адресного стола все равно произойдет независимо от того решения, которое примет Дума. Это элементарное требование времени. Вопрос сводился к чисто финансовой стороне. Гласные должны были принять решение о взаимообразной выдаче субсидии на первоначальное оборудование адресного стола в размере 300 рублей и предоставление подходящего помещения (желательно на бесплатной основе).
Поскольку мнения разделились, вопрос был поставлен на голосование. За положительное решение вопроса было подано 19 голосов, против — 8.
На основании результатов голосования Дума постановила предоставить во временное бесплатное пользование для устройства адресного стола три комнаты в здании бывшей лазаретной кухни и выдать тюменскому уездному исправнику на организацию адресного стола заимообразно 300 рублей с тем, чтобы сказанная сумма была погашена из поступлений адресного сбора в течение годичного срока.
Затем гласные удовлетворили несколько ходатайств разных лиц об оказании льгот по платежу недоимок, положительно решили вопрос о назначении пособия на издание сборника по городскому врачебно-санитарному делу, а также ознакомились с докладом городской Управы о повышении арендной платы за землю в Заречной части города.
*Н.Л. Галян — главный специалист отдела использования и публикации документов государственного архива Тюменской области