X

  • 01 Октябрь
  • 2024 года
  • № 106
  • 5605

Дама сдавала в багаж… орехи, лепешки, нават

«Оружие, наркотики, взрывчатка?», — спрашивает таможенник. «Нет, спасибо. У меня все свое», — отвечает сошедший с рейса пассажир.

Как оказалось, этот анекдот, несмотря на его длинную бороду, граждане России еще помнят. И некоторые из них (те, кто отличается повышенным чувством юмора) считают своим долгом процитировать его сотрудникам таможни, которые досматривают их багаж при пересечении государственной границы.

Глаза у таможенников в таких случаях делаются грустные и очень усталые — они знают наизусть нехитрый набор шуточек, которым потчуют их находящиеся в приподнятом настроении отпускники.

А потом говорят, что у сотрудников таможни нет чувства юмора. Есть. Просто шутники не отличаются оригинальностью.

ПОДАРОК С ЗАТОЧЕННЫМ КРАЕМ

Сотрудник кинологического отдела тюменской таможни по кличке Челси лижет мне руки — видимо, на пальцах остался запах кошачьего корма, которым завтракали мои домашние питомцы. А ведь я успела раза три помыть руки… Нюх у этой овчарки — что надо.

— Она уже не раз обнаруживала запрещенные к ввозу вещества, — рассказывает ее хозяин, государственный таможенный инспектор кинологического отдела Александр Абоянцев. — Последняя крупная находка была весной: сумка, в которой спрятаны пятьдесят конвалют с таблетками фенобарбитала. Еще она хорошо ищет табачные изделия, тот же насвай. А вот на поиск огнестрельного оружия Челси не сертифицирована, но на учениях и его определяет хорошо. Столкнется в реальной обстановке — ошибиться не должна.

… Взрывчатка, наркотики и оружие — это то, на что сотрудники таможни обращают внимание в первую очередь. Причем владельцы не всегда знают, что имеют при себе что-то запрещенное.

— Из экзотических стран молодые мужчины часто привозят ножи, которые торговцы продали им как декоративные, а на деле оказывается, что они по всем параметрам боевые, — рассказывает Павел Васильев, старший уполномоченный по административным расследованиям тюменской таможни. — Или еще был случай: женщина привезла из Таиланда подарок мужу — сюрикены или иначе метательные звезды. Она и подумать не могла, что эксперт классифицирует их как настоящее холодное оружие.

Еще один камень преткновения, особенно на рейсах из Средней Азии — некурительное табачное изделие, которое в России вроде и не поощряется. но и не запрещено — насвай.

— По правилам можно провозить не больше 250 граммов табачных продуктов, а насвай к ним причислен. Но гости из Узбекистана, Таджикистана и Азербайджана, где он распространен, часто везут несколько килограммов, — говорит Васильев. — Когда мы говорим, что так много нельзя, они пускаются в объяснения: «В подарок брату, свату, другу…» Иногда доходит до конфликта, но на страже справедливости — видеокамеры. И у каждого сотрудника таможни есть диктофон. Один его вид порой может утихомирить буяна.

… Впрочем, сотрудников таможни интересуют не только колюще-режущие предметы, но и, на первый взгляд, безобидная поклажа, вроде яблок и колбасы. Из некоторых стран продукты питания привозить запрещено!

Например, из Узбекистана. Мне повезло, что авиарейс Ташкент -Тюмень вот-вот приземлится в аэропорту Рощино.

Катя Христозова

НЕ РАССТЕГИВАЯ МОЛНИЮ

Пока его пассажиры проходят пограничный контроль и получают багаж, я получаю возможность познакомиться… с содержимым своей собственной сумочки. На экране энтероскопа (устройства, позволяющего заглянуть в чужую сумку, не прикоснувшись к ней) знакомые предметы выглядят совсем иначе — как мешанина из цветных пятен, преобладают коричневый, бежевый, синий и разные оттенки красного.

— Это, наверное, планшет? -спрашивает заместитель начальника таможенного поста аэропорта Рощино Татьяна Ломакина, указывая на бледно-голубой прямоугольник, на поверхности которого смутно различимы очертания микросхем.

— Электронная книга, — отвечаю я.

— Большой прямоугольник -ежедневник, а вот это круглое -пудреница, — продолжает она «ревизию», точно определяя мой нехитрый скарб. — Насыщенным синим цветом отмечены предметы твердые и плотные, скорее всего — металлические. Вот, например, связка ключей и монетки. Их видно, а кошелек, в котором они лежат — нет, ведь он из тонкой кожи. Аппарат определяет плотность предмета и материал — органика, не органика. Скрыть от него что-то практически невозможно. Иногда пассажиры пытаются… Нет, не спрятать. Скажем так, получше положить. Например, тот же насвай засовывают в носок ботинка.

В ярко-синий цвет оказались окрашены и «подброшенные» ко мне в сумочку Павлом Васильевым ножницы и шило. Их легко опознать с первого взгляда, в отличие, например, от кускового сахара или орехов.

Впрочем, последнее лежало уже не в моей сумке.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ КИЛОГРАММА ЯБЛОК

— Если вы сели за руль и нарушили правила дорожного движения, то вам и в голову не придет оправдываться, мол, вы их не знали. То же самое и при пересечении государственной границы, -уверена Татьяна Ломакина. В ее представлении, человек должен нести ответственность за свои поступки.

Вот только многие пассажиры рейса Ташкент — Тюмень это представление не разделяли. Первый же мужчина, прошедший таможенный контроль, отправился в кабинет к Люции Хазановой, госинспектору по ветеринарному контролю управления Россельхознадзора. Показывать ей пакеты с миндалем и сухофруктами.

— Некоторые по нескольку раз в год летают в Узбекистан, но никак не могут запомнить, что ввоз любой растительной, мясной или молочной продукции, не подвергшейся термической обработке, и не имеющей заводской упаковки, запрещен, — рассказывает она. -Уже просто по-человечески жалко: едет семья, везет полную сумку гостинцев от бабушки, а они попадают в печь.

Нет, конечно, есть выбор — можно немедленно купить обратный билет и лететь туда, откуда прибыл, вместе с дорогими сердцу финиками и кусочками дыни в меду, но. Так почему-то никто не поступает. Весь «урожай» запрещенных к ввозу продуктов, после того, как владельцы подпишут положенные документы, отправляется в огонь.

… Сразу за мужчиной с сухофруктами в кабинет к госинспектору по ветконтролю отправилась молодая семья, незаконно ввозившая килограмм яблок. Жаль, но проделавшие долгий путь фрукты не покинут стены аэропорта — санитарный контроль придуман не на пустом месте.

— Мы не знали, что яблоки и другие продукты ввозить в Россию нельзя, — признаются Алена и Алексей. — Нам никто об этом не сказал.

Но незнание, как говорится, не освобождает от административной ответственности. Тем более что таможенная декларация и сопутствующие ей документы находятся в свободном доступе, грифа «секретно» на них нет.

— У нас перед входом в зону таможенного контроля висят стенды, на которых вся информация. Но ею никто не интересуется, -сетует Татьяна Ломакина . — С утра пассажиры, вылетающие на Кипр, приехали за два часа до регистрации и не знали, куда себя деть — ходили мимо ларьков и разглядывали товары, дремали, разговаривали. но ни один не подошел к стенду и не полюбопытствовал, что на нем написано.

… Рейс Ташкент — Тюмень , 144 человека — и никакого «зеленого коридора», через энтероскоп прошли все сумки, а некоторые были еще досмотрены — хозяев просили открыть их и показать что внутри. Едва ли не каждый четвертый пассажир вез или орехи, или сухофрукты или что-нибудь еще, чего в Россию возить нельзя.

И очень немногие знали, что совершают административное правонарушение, за которое полагается штраф. Пусть не большой, но обидный — и деньги теряешь и гостинцы. А всего-то и нужно: ознакомиться с правилами и не надеяться, что таможенники проглядят нарушение.

***
фото: Старший госинспектор Мария Назарова проводит досмотр;Александр Абоянцев и Челси.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта