О тюменском автобусе
Окончание. Начало в NN 150,151.
В настоящее время движением городского и пригородного транспорта руководит МКУ «Тюменьгортранс». В Тюмени 134 автобусных маршрута, протяженность их 2131,8 км — такая точность! В том числе, 87 городских и 47 пригородных. Теперь…
Главные перевозчики: ОАО «ПАТП-1» и «ПАТП-2». Первое было основано в 1937 г., второе — в 1978 г.
Первое находится на ул. Республики, 208 — на месте бывшей деревни Войновки (частично), второе — на Велижанском тракте — на краю Тарманского болота. ПАТП-1 обслуживает 54 маршрута, ПАТП-2 — 26 маршрутов, в том числе — 10 к садоводческим товариществам. Остальные 54 маршрута обслуживают частные автоперевозчики: «Караван-Авто», «Автомобилист», «Партнер-Авто» и др.
В середине 1990-х гг. появились на улицах Тюмени микроавтобусы, сначала российского производства. Теперь на Тюмень работают все автозаводы Европы. Некоторые тюменцы считают маршрутки «сорной травой» городского транспорта, но они все же неправы: маршрутки здорово помогают горожанам передвигаться по городу.
При советской власти я не был пенсионером, а потому не знаю, платили ли пенсионеры за проезд в автобусе или нет. Когда стал пенсионером, капиталистическая власть Тюмени зауважала меня -и нас, и предоставила пенсионерам бесплатный проезд. Одно время даже студенты и ученики школ катались бесплатно.
Лично у меня за месяц набирается около двух тысяч рублей -добавка к пенсии. Неплохая, однако, власть. Спасибо ей.
Я уже вспоминал, что при советской власти проезд в автобусе по городу стоил 5 копеек. В Тюмени с 01.01.2005 г. ездить стали за 5 рублей — в 100 раз дороже платить стали. С 1 ноября 2012 г. плата за проезд в Тюмени стала 16 рублей — это в 320 раз дороже, чем было всего 20 лет назад, в конце 1980-х годов. Однако тогда была другая, совсем другая шкала цен и жизненных ценностей.
Приятных поездок Вам, земляки-пассажиры! И да здравствует тюменский автобус в год своего 85-летия!
ПОСЛЕДНИЕ АВТОБУСНЫЕ НОВОСТИ
Более века назад молодой изобретатель и предприниматель Генри Форд, тогда еще не миллиардер, выпустил джина из бутылки: наладил массовое производство коробок на колесах, названных автомобилями. Они так понравились жителям Земли, что к нынешнему времени заполонили весь земной шар, а в городах стали мешать семи себе, затыкая наглухо улицы для прохода и проезда. Изобретенный для регулирования движения светофор давно не справляется со своими обязанностями. Люди превратились в рабов собственных автомобилей.
Во всем мире в больших городах власти активно и настоятельно агитируют автовладельцев хоть раз в неделю ездить общественным транспортом — автобусом, чтобы город хоть раз в неделю отдохнул от пробок, а улицы проветрились от бензиновой гари. Однако привыкшие к персональному авто горожане не хотят в автобусы.
Эти же общемировые проблемы докатились и до Тюмени. Говорят, что в Тюмени в пересчете на тысячу жителей автомобилей больше, чем в Москве — почти 400 штук. Особенно много приобрели тюменцы автомобилей в кредит перед кризисом 2008 г. и стали на много лет рабами банков. И теперь в год покупается в Тюмени почти 18 тысяч легковушек — это намно-о-о-го больше, чем рождается тюменцев.
Тюменские городские власти всячески помогают автобусному движению, чтобы показать, что на автобусе ездить удобнее и быстрее. Расширяют и ремонтируют улицы. На улицах Республики, Ленина и Мельникайте отвели правую сторону для движения автобусов — и в самом деле, ездить стало быстрее. Еще бы на улице Щербакова выделили полосу для автобусов, а то из Зареки года три назад мы доезжали до ул. Республики за 10 минут, теперь если за 20 доехал — целый день чувствуешь себя счастливым. Нередко этот путь занимает до 40 минут, а ехать-то всего неполных три километра.
Автобусы стали удобнее и уютнее, и число их прибавилось.
Недавно газеты дружно сообщили, что для двух основных перевозчиков Тюмени ОАО «ПАТП-1» и «ПАТП-2» приобретены новые автобусы — 32 для первого и 18 для второго автопредприятий. А всего — полсотни. Вот покатаемся! Да теперь и давки в автобусах совсем не будет.
Года 3-4 назад часть кондукторов одели в специальную форму, и в автобусах стало видно, кто тут официальное лицо, хозяйка (реже — хозяин) салона. Лично мне это нравилось. Правда, на зиму кондукторы переодевались в «гражданское», так как не все автобусы достаточно теплые, а потом и вовсе о форме забыли.
Теперь, пишут газеты, решили опять реанимировать форму водителям и кондукторам. Для работников тюменских автобусов закуплено аж в Москве почти 900 комплектов одежды — форменной, с разными нашивками и блестящими пуговками. Полагаю, что в салонах сразу станет веселее и аккуратнее. И тюменцы, оставив авто дома, рванутся в автобусы.
Говорят (сам не видел), где-то на улице Котовского даже стоит памятник городскому автобусному кондуктору. У нас в городе есть уже памятники людям редких профессий: сантехнику, дворнику, отдыхающей на скамеечке Машеньке. Чем хуже кондуктор? Тоже редкая профессия.
Эй, господин водитель! Отпускай тормоза, поддай газу!
Эй, сударыня кондуктор! Получите шестнадцать рэ за проезд!
Поехали! Общественным автобусом! Личное авто пусть отдохнет.
***
фото: ЛИАЗ-677, один из немногих, сохранившихся в Тюмени;В парке ПАТП-1 несколько лет назад;Наши дни.